Buderus-trade.ru

Теплотехника Будерус
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми

Савинкова Галина Львовна

Одаренные дети часто бывают «неудобны» учителю. Им тесно в общеобразовательном классе, они задают «неправильные» вопросы, «неправильно» решают задачи, «неправильно» ведут себя. Если их одарённость остаётся невостребованной в школе, они находят другие места, где становятся «звёздами» и «кумирами», или превращаются в одиноких чудаков.

Я люблю одарённых детей! Они заставляют меня развиваться: искать новые подходы, придумывать особые задания.

Готова подлиться некоторыми своими разработками для организации работы с одарёнными детьми на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Подборка задач по теме "Тепловые явления" для подготовки к олимпиаде 7-9 класс24.5 КБ
Задания для проведения школьного тура олимпиады по физике. 8 класс151.59 КБ
Задание для проведения школьного тура олимпиады по физике. 10 класс12.25 КБ
11_klass_zadanie_2012-13.docx15.85 КБ
zadaniya_olimpiada_10_9.doc30.5 КБ
zadachi_na_otnositelnost_dvizheniya_9-10.docx12.23 КБ
Подборка тем для исследовательской работы 5-7 класс.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тепловые явления (олимпиадные задачи)

  1. Воду при температуре 20 0 С наливают в электрический чайник. Через 15 минут вода закипела. Через какое время она вся выкипит? (103мин)
  2. В сосуд с водой, взятой при температуре 0 0 С, впустили 1кг пара при 100 0 С. Спустя некоторое время в сосуде установилась температура 20 0 С. Сколько воды было в сосуде? Теплообмен с окружающей средой отсутствует. (31,4кг)
  3. В сосуде имеется вода при температуре 0 0 С. Откачивая воздух из сосуда, воду заморозили посредством испарения. Какая часть воды испарилась? Удельная теплота парообразования воды при 0 0 С равна 2.5 10 6 Дж/кг.(0,12)
  4. В калориметре, теплоемкостью которого можно пренебречь, находится 200г воды при 12 0 С. В воду бросают кусок льда массой 15г при температуре -10 0 С. Какая температура установится в калориметре? (5 0 С)
  5. С какой скоростью должен лететь кусок льда массой 2 кг, чтобы при ударе о каменную стену он полностью расплавился? Температура льда 0 0 С. Как влияет на величину скорости изменение массы? Что делает эту задачу нереальной? (830м/с)
  6. Три химически не взаимодействующие жидкости массами 1,10 и 5 кг налили в калориметр и сообщили им количество теплоты 1,3 МДж. Начальные температуры жидкостей и их удельные теплоемкости равны соответственно 6 0 С, -40 0 С и 60 0 С, 2,4 и 2 кДж/кг 0 С. Чему равна установившаяся температура смеси? (6 0 С)
  7. В воду массой 1кг при 20 0 С брошен комок мокрого снега массой 250г. Когда весь снег растаял, общая температура стала равной 5 0 С. Определите количество воды в комке снега. Удельная теплота плавления снега 334 кДж/кг. (77,1г)
  8. Тигель с оловом нагревается электрическим током. Количество теплоты, ежесекундно подводимой к тиглю, постоянно. За 10 минут олово нагрелось от 20 0 С до 70 0 С и спустя еще 83 минуты полностью расплавилось. Найдите удельную теплоту плавления олова. Удельная теплоёмкость олова 0,23 кДж/кг 0 С, температура плавления 232 0 С. (58190Дж/кг)
  9. В чашке находится 500г льда при 0 0 С. В чашку вливают 200г воды, нагретой до температуры 80 0 С. Какова будет установившаяся температура и что будет находиться в чашке? Теплообмен с чашкой не учитывать. (296г льда и 404г воды)
  10. Холодильник потребляет от сети мощностью 416 Вт, ежесекундные потери энергии в пространство составляют 840 Вт. За какое время можно заморозить в холодильнике 3,6 кг воды, взятой при 20 0 С? Удельная теплота плавления льда 0,33 МДж/кг, удельная теплоемкость воды 4,2 кДж/кг 0 С. (3515с)

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Задания школьного этапа 2012-2013 г.

1. Рота солдат на учении движется с постоянной скоростью по прямой из пункта А в пункт В , расстояние между которыми L=2,0 км. Возвращаясь обратно с прежней скоростью, они обнаружили, что перпендикулярно к направлению их движения распахана полоса шириной d=200м (См. рисунок). На сколько процентов изменилось время прохождения обратного пути, если скорость солдат на вспаханном участке была в n=1,5 раза меньше, чем на остальной части маршрута?

2. Как определить плотность неизвестной жидкости, имея в своём распоряжении только стакан, воду и весы с разновесами?

3. Динамометр показывает, что мраморный шарик, подвешенный к нему на тонкой нити, вести 1,62 Н. Что будет показывать динамометр, если шарик наполовину погрузить в воду? Плотность воды 1000 кг/м 3 , плотность мрамора 2500 кг/м 3 .

4. Из колодца глубиной 4 м поднимают ведро с водой массой 14 кг на цепи, масса каждого метра которой равна 1 кг. Какая при этом совершается работа?

5. Когда прогулочный катер с туристами на борту, идя против течения, проходил под мостом, один из туристов уронил в реку шляпу. Потеря была обнаружена через 15 минут. Катер тотчас повернул назад и догнал шляпу, когда она находилась на расстоянии 900 м от моста. Полагая, что режим работы двигателя катера во время всего плавания не менялся, и пренебрегая временем поворота катера, определите скорость течения воды в реке.

Предварительный просмотр:

Задания для школьного этапа олимпиады по физике 10 класс

  1. Кусок сплава меди с цинком весит 8,24 Н, а в воде – 7,26 Н. определите, сколько меди находится в куске.
  2. Санки толкнули вверх по ледяной горке, составляющей угол 30 0 с горизонтом. Санки въехали на некоторую высоту и спустились обратно. Время спуска в 1,2 раза превышает время подъема. Чему равен коэффициент трения?
  3. С каким ускорением и в каком направлении должна двигаться кабина лифта, чтобы находящийся в ней секундный маятник за 2 минуты 30 секунд совершил 100 колебаний?
  4. С какой скорость должен лететь самолет, чтобы за 2 часа пролететь на север 500 км, если во время полета дует северо-западный ветер под углом 30 0 к меридиану со скоростью
  1. В баллон объемом 10 л налили 20 г воды. Затем баллон герметично закрыли и нагрели от 20 0 С до 200 0 С. Вся вода испарилась. Какое давление установилось внутри баллона?

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап. 11класс. 2012-2013г.

1. Через сколько секунд тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 44,8 м/с, упало на землю, если сила сопротивления воздуха не зависела от скорости и составляла в среднем 1/7 силы тяжести? Считать ускорение свободного падения равным 9,8 м/с 2 .

2.В цилиндре объёмом V 1 =190 см 3 под поршнем находится газ, имеющий температуру t 1 =50 0 С. Найти работу расширения газа при нагревании его на Δt=100 0 С, если вес поршня Р=1200 Н, его площадь S=50 см 2 и атмосферное давление р 0 =10 5 Н/м 2 .

3.Диэлектрик пробивается при напряженности поляЕ=1800 В/мм. Два плоских конденсатора с ёмкостями С 1 =0,6 мкФ и С 2 =1,5 мкФ с изолирующим слоем диэлектрика толщиной d = 2 мм соединены последовательно. При каком минимальном напряжении будет пробита эта система?

4.Какой длины надо взять никелиновую проволоку с площадью поперечного сечения S=0,84 мм 2 , чтобы изготовить нагреватель, при помощи которого можно было бы нагреть воду объёмом V=2л от t=20 0 С до кипения за время τ=10 мин при КПД 80%. Напряжение в сети U=200В. Удельное сопротивление никелина ρ=0,4 Ом мм 2 /м, удельная теплоемкость воды C= 4200 Дж/кг К.

5. Нарисуйте такую схему расположения двух плоских зеркал, чтобы при любом угле падения луч, падающий и луч, последовательно отразившийся в двух зеркалах, были параллельны друг другу.

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап. 11класс. 2012-2013г.

1. Через сколько секунд тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 44,8 м/с, упало на землю, если сила сопротивления воздуха не зависела от скорости и составляла в среднем 1/7 силы тяжести? Считать ускорение свободного падения равным 9,8 м/с 2 .

2.В цилиндре объёмом V 1 =190 см 3 под поршнем находится газ, имеющий температуру t 1 =50 0 С. Найти работу расширения газа при нагревании его на Δt=100 0 С, если вес поршня Р=1200 Н, его площадь S=50 см 2 и атмосферное давление р 0 =10 5 Н/м 2 .

3.Диэлектрик пробивается при напряженности поляЕ=1800 В/мм. Два плоских конденсатора с ёмкостями С 1 =0,6 мкФ и С 2 =1,5 мкФ с изолирующим слоем диэлектрика толщиной d = 2 мм соединены последовательно. При каком минимальном напряжении будет пробита эта система?

4.Какой длины надо взять никелиновую проволоку с площадью поперечного сечения S=0,84 мм 2 , чтобы изготовить нагреватель, при помощи которого можно было бы нагреть воду объёмом V=2л от t=20 0 С до кипения за время τ=10 мин при КПД 80%. Напряжение в сети U=200В. Удельное сопротивление никелина ρ=0,4 Ом мм 2 /м, удельная теплоемкость воды C= 4200 Дж/кг К.

5. Нарисуйте такую схему расположения двух плоских зеркал, чтобы при любом угле падения луч, падающий и луч, последовательно отразившийся в двух зеркалах, были параллельны друг другу.

Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по физике, октябрь 2011-2012 г.

1. Винни –Пух висит на воздушном шарике на некоторой высоте. Пятачок стреляет в шарик из ружья, пуля пробивает дырку в шарике, и Винни-Пух падает вниз так, что его ускорение за время падения меняется линейно от нуля до ускорения свободного падения 10 м/с 2 . Найдите скорость приземления Винни-Пуха, если он падал 2 секунды.

2.Длина шкалы спидометра 15 см. Он изменяет скорость от 0 до 150 км/ч. Найдите скорость указателя спидометра, если автомобиль движется с ускорением 2 м/с 2 .

3. Для измерения температуры воды, имеющей массу 7,3 г, в нее поместили термометр, который показал 32,4 0 С. Какова действительная температура воды, если теплоемкость термометра с=1,9 Дж/ 0 С и перед погружением в воду он показывал температуру в помещении 17,8 0 С. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг 0 С.

Теплоемкость тела показывает, какое количество теплоты требуется для увеличения температуры тела на 1 0 С.

4. Юный физик выполнял лабораторную работу, в ходе которой требовалось измерить электрическое сопротивление двух резисторов, а так же сопротивление последовательного и параллельного сопротивления тех же резисторов. Начав работу с конца, он измерил сопротивление параллельного соединения резисторов и получил результат 24 Ом. Затем измерил сопротивление последовательного соединения и получил результат 100 Ом. О том, что нужно было измерить сопротивление каждого резистора, юный физик вспомнил только дома. Как вы посоветуете ему выйти из создавшегося положения?

5. У мальчика имеется четыре одинаковых электрических чайника. Каждый чайник при подключении к электрической сети напряжением 220 вольт пропускает ток 5 А. Предохранитель электрической проводки в доме рассчитан на 5А. Мальчика попросили одновременно нагреть до кипения воду в четырех чайниках. Как нужно подключить чайники к электрической сети, чтобы нагреть воду до температуры кипения за минимальное время?

Задания школьного тура олимпиады по физике, октябрь 2011-2012 г.

1. Лодочник перевозит пассажиров с одного берега реки на другой за 10 минут, причаливая к берегу точно напротив того места, откуда он начал движение. Скорость течения реки 0,3 м/с., ширина реки 240 м. С какой скоростью относительно воды и под каким углом к берегу должна двигаться лодка, чтобы достичь другого берега за указанное время?

2. Поезд проходит мимо неподвижного наблюдателя в течение 10с, а по мосту длиной 400м – в течение 30с. Определите длину и скорость поезда.

3. Молодые люди решили на Новый год угостить своих друзей коктейлем со льдом. В 23.00 они поставили ванночку с 1 л воды в морозильник. Через 15 минут они установили, что за это время температура воды понизилась с 16 0 С до 4 0 С. Успеет ли замерзнуть вся вода до наступления Нового года? Когда же будет готов лёд? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг 0 С, удельная теплота плавления 3,3 •10 5 Дж/кг.

4. Электрическая цепь состоит из двух кусков провода одинаковой длины, изготовленных из одного материала, соединенных последовательно. Сечение кусков провода соответственно 1мм 2 , 2 мм 2 . Найдите напряжение на каждом куске, если общее напряжение в цепи равно 120 В.

5. Как определить толщину бумаги, имея в своем распоряжении лист бумаги, ножницы и школьную линейку?

Предварительный просмотр:

10 класс Относительность движения.

1. Скорость движения лодки относительно воды в n раз больше скорости течения реки. Во сколько раз больше времени займет поездка на лодке между двумя пунктами против течения, чем по течению? Движение лодки по течению и против течения равномерное.

2. Пловец переплывает реку шириной L по прямой, перпендикулярной берегу и возвращается обратно, затратив на весь путь время t 1 =4 мин. Проплывая такое же расстояние L вдоль берега реки и возвращаясь обратно, пловец затрачивает время t 2 =5 мин. Во сколько раз скорость пловца относительно воды превышает скорость течения? (5/3)

3. По двум пересекающимся под углом 30 0 дорогам движутся к перекрестку два автомобиля: один со скоростью v 1 =10м/с, второй – со скоростью v 2 =17,3 м/с. Когда расстояние между автомобилями было минимальным, первый из них находился на расстоянии S 1 =200м от перекрестка. На каком расстоянии S 2 от перекрестка в этот момент находился второй автомобиль? (115,3м)

4.Один корабль идет по морю на север с постоянной скоростью 20 узлов. Другой — навстречу ему, на юг, с такой же скоростью. Корабли проходят на очень малом расстоянии друг от друга. Шлейф дыма от первого корабля вытянулся в направлении на запад, а от второго – на северо-запад. Определите модуль скорости ветра.

1 узел =1 морская миля в час, 1 морская миля = 1852 м. Ответ выразите в км/ч, округлив до целого. (83км/ч)

10 класс Относительность движения.

1. Скорость движения лодки относительно воды в n раз больше скорости течения реки. Во сколько раз больше времени займет поездка на лодке между двумя пунктами против течения, чем по течению? Движение лодки по течению и против течения равномерное.

2. Пловец переплывает реку шириной L по прямой, перпендикулярной берегу и возвращается обратно, затратив на весь путь время t 1 =4 мин. Проплывая такое же расстояние L вдоль берега реки и возвращаясь обратно, пловец затрачивает время t 2 =5 мин. Во сколько раз скорость пловца относительно воды превышает скорость течения? (5/3)

3. По двум пересекающимся под углом 30 0 дорогам движутся к перекрестку два автомобиля: один со скоростью v 1 =10м/с, второй – со скоростью v 2 =17,3 м/с. Когда расстояние между автомобилями было минимальным, первый из них находился на расстоянии S 1 =200м от перекрестка. На каком расстоянии S 2 от перекрестка в этот момент находился второй автомобиль? (115,3м)

4.Один корабль идет по морю на север с постоянной скоростью 20 узлов. Другой — навстречу ему, на юг, с такой же скоростью. Корабли проходят на очень малом расстоянии друг от друга. Шлейф дыма от первого корабля вытянулся в направлении на запад, а от второго – на северо-запад. Определите модуль скорости ветра.

1 узел =1 морская миля в час, 1 морская миля = 1852 м. Ответ выразите в км/ч, округлив до целого. (83км/ч)

Задачи к билетам 8 класс. ЗАДАЧИ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ (9 билетов)

6 4. 5. Над центром круглого бассейна радиусом 5 м, залитого водой до краев, на высоте 3 м от поверхности воды висит лампа. На какое расстояние от края бассейна может отойти человек ростом 180 см, чтобы все еще видеть отражение лампы в воде?

7 10. Точечный источник света находится на расстоянии 20 см от экрана. Непрозрачный предмет высотой 2 см перемещают между источником и экраном. Постройте график зависимости высоты тени от расстояния предмета до экрана

8 На дне аквариума с водой лежит плоское зеркало. Нарисуйте примерный ход луча, если угол падения равен 50 о. Под каким углом к поверхности воды луч выйдет в воздух? 17. Постройте изображение точки, находящейся на главной оптической оси рассеивающей линзы. 18. Где может быть расположен предмет, если собирающая линза с фокусным расстоянием 60 см дает его увеличенное изображение? Каким может быть это изображение прямым или перевернутым? Действительным или мнимым? Сделать чертеж. 19. На какой высоте висит уличный фонарь, если тень от вертикально поставленного шеста длиной 0,9 м имеет длину 1,2 м, а при перемещении палки на 1 м длина тени увеличивается до 1,5 м? Фонарь считать точечным источником света. 20. На стене висит плоское зеркало высотой 1 м. Человек стоит на расстоянии 1 м от зеркала. Какова максимальная высота участка противоположной стены комнаты, который может видеть человек в зеркале, не изменяя положения головы? Стена находится на расстоянии 3 м от зеркала. 21. На стену комнаты наклеили отражающую плёнку получилось зеркало. По полу со скоростью 0,2 м/с бежит муравей, он движется по прямой, составляющей угол 45 с плоскостью стены. С какой скоростью сближаются друг с другом муравей и его изображение?

9 ЗАДАЧИ ПО ТЕПЛОТЕ (11 билетов)

10 Калориметр содержал 500 г воды и 300 г льда. Кусок металла массой 1 кг вынули из печи при температуре 240 о С и быстро перенесли в калориметр, при этом температура содержимого калориметра не изменилась. Какая температура установилась бы в калориметре, если масса куска металла была бы вдвое больше? 16. Кусок железа массой 2 кг, нагретый до температуры 850 о С, погружают в калориметр с теплоемкостью 80 кал/ о С, содержащий 1,8 кг воды при температуре 25 о С. При этом вся вода нагревается до температуры кипения, а часть ее обращается в пар. Какая часть воды испарилась?

11 17. Температуру воды в аквариуме поддерживают постоянной при помощи нагревателя мощностью 100 Вт, который постоянно включают на некоторое время, а затем выключают. Для поддержания температуры воды С приходится включать нагреватель на 10 секунд в начале каждой минуты. Для температуры воды С приходится включать нагреватель в начале каждой минуты на 30 секунд. За какое время вода в аквариуме остынет от +40 до +30, если нагреватель не включать вообще? В аквариуме 10 литров воды. 18. В воду массой 1 кг при 20 о С брошен комок мокрого снега массой 250 г. Когда весь снег растаял, общая температура стала равной 5 о С. Определите количество воды в комке снега. 19. Тигель с оловом нагревается электрическим током. Количество теплоты, ежесекундно подводимой к тиглю, постоянно. За 10 минут олово нагрелось от 20 до 70 о С и спустя ещё 83 минуты полностью расплавилось. Найти удельную теплоту плавления олова, считая удельную теплоёмкость и температуру плавления заданной. 20. В два стакана налили одинаковые количества воды в первый горячую при С, во второй холодную при С. Ложку горячей воды перелили в холодную и перемешали. Температура воды в этом стакане оказалась С. Потом перелили две ложки этой воды обратно в стакан с горячей водой и перемешали. Какой стала температура в горячем стакане? Теплоемкость стакана и ложки не учитывать. Теплообменом с окружающей средой пренебречь. 21. В калориметр массой 75 г, имеющий температуру 5 о С, налили 32 г жидкости при температуре 20 о С. Когда в калориметре установилась температура 15 о С, в него опустили медную гирьку массой 400 г при температуре 8 о С. После этого в калориметре установилась температура 12 о С. Найдите удельные теплоемкости жидкости и материала калориметра. 22. Некоторое количество вещества нагревают, поддерживая мощность нагревателя неизменной, и записывают в таблицу температуру в фиксированные моменты времени: t, мин t, С Найдите по данным эксперимента удельную теплоемкость вещества в жидком состоянии и удельную теплоту плавления, если удельная теплоемкость вещества в твердом состоянии равна 1 кдж/кг. К

Оглавление

http://www.licey-34.narod.ru/images/Pedkollektiv/mo_estest_nauch/Rodionova.jpg

В курсе рассматриваются графическое представление физических процессов и решение задач по физике графическим способом. В отличие от школьного курса графическая зависимость одних и тех же величин рассматривается от изменения нескольких параметров, что нетрадиционно и заставляет учащихся мыслить творчески. Приводятся нестандартные графические зависимости. Много заданий, в которых один и тот же процесс надо показать в разных диаграммах. В школьном курсе физики уделяется недостаточное внимание графическому способу решения задач. Одну и ту же задачу часто можно решить несколькими способами, в том числе графически, причём графический способ может быть в данной задаче единственным или более рациональным. Учащиеся должны из возможных способов решения задач выбрать наиболее рациональный или проверить правильность решения другим способом.

— овладение основополагающими физическими закономерностями;

— приобретение навыков чтения графиков и применения их для решения задач;

— отработка умения решать задачи графическим способом;

— приобретение: опыта познания и самопознания, умения ставить задачи, решать проблемы, принимать решения, анализировать и обрабатывать информацию;

— освоение способов использования физических знаний для решения заданий курса;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе освоения курса;

— воспитание уважительного отношения к мнению коллектива.

Особенность целеполагания данного курса состоит в том, чтобы подготовить учащихся к профильному обучению по физике, на формирование умений и навыков, необходимых на профильном уровне, освоение объёма знаний, полученных на уроках физики и применяемых на курсе и необходимых для обучения в старших классах.

Содержание курса соответствует программе основного образования и включает следующие разделы: механика, тепловые явления, электрические явления, колебания и волны, световые явления, атомная и ядерная физика.

Место курса в учебном плане курса физики.

Изучение физики на базовом уровне предусматривает элективные курсы по выбору для учащихся 9-х классов. Данная рабочая программа составлена на базовом уровне из расчёта 1 час в неделю во втором полугодии для учащихся, нацеленных на изучение физики в профильном классе и интересующихся физикой.

Результаты изучения элективного курса физики.

Изучение элективного курса по физике направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

— умение управлять своей познавательной деятельностью;

— готовность и способность к образованию, в том числе и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

— умение сотрудничать со сверстниками;

— формировать мировоззрение, заинтересованность в научных знаниях, готовность к научно-техническому творчеству;

— положительное отношение к труду, целеустремлённость.

Метапредметными результатами освоения элективного курса по физике являются:

1) освоение регулятивных универсальных учебных действий:

— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;

— сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

2) освоение познавательных универсальных действий:

— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

— искать и находить разные способы решения задач;

— приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений других учащихся;

— анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

— выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

3) осуществление коммуникативных универсальных учебных действий:

— осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками и взрослыми ;

— развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;

— воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития.

Предметными результатами освоения элективного курса являются:

— закрепление владения основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физических терминологий и символикой;

— овладение графическим способом решения задач;

— умение применять графики для анализа условия решения задачи и анализа ответа;

— видеть закономерности между физическими величинами и строить графики этих зависимостей.

Содержание элективного курса физики

Механические явления. Пройденный путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Равнопеременное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Законы Ньютона. Силы в механике: закон всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения. Движение тел под действием силы тяжести, упругости, трения. Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа. Мощность. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Колебания и волны. Механические гармонические колебания и волны. Звук.

Тепловые явления. Тепловые явления. Теплообмен. Изменение агрегатных состояний вещества.

Электрические явления. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Вольт-амперная характеристика. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.

Атомная и ядерная физика. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

Практикум по решению задач. Тема: Свойства жидкостей.

Download Практикум по решению задач. Тема: Свойства жидкостей.

Description

Практикум по решению задач. Тема: Свойства жидкостей. 1. Влажный воздух объёмом 1 м3 при относительной влажности φ = 60 %, температуре Т = 293 К и нормальном относительном давлении имеет массу m = 1, 2004 кг. Определите давление насыщающего водяного пара при температуре Т. 2. В комнате объёмом V = 150 м3 поддерживается температура Т1 = 2930 К, а точка росы равна Т2 = 2830 К. Определите относительную влажность воздуха и количество водяных паров, содержащихся в комнате. (1,4 кг) 3. В запаянной трубке объёмом V = 0, 4 л находится водяной пар под давлением pп = 8, 5 кПа при температуре Тп = 4230 К. Сколько росы выпадает на стенках трубки при охлаждении воды до температуры Тн. п. = 2950 К? Давление насыщающих паров воды при температуре 295 К равно p н. п. = 2, 6 кПа. (9 мг) 4. Спирт по каплям вытекает из сосуда через вертикальную трубку внутренним диаметром 2 мм. Считая, что капли отрываются через 1 сек одна после другой, найти, через сколько времени вытечет 10 г спирта. Считать диаметр шейки капли в момент отрыва равным внутреннему диаметру трубки. (13 мин) 5. В воздухе насыщенный водяной пар содержится при 300 С. Определите массу воды, выпавшей в виде росы из 1 м3 воздуха при его охлаждении до 150 С. (16 г) 6. В кастрюле – скороварке объёмом 3 дм3 находится 0, 5 кг воды при температуре 1000 С. Какая доля воды находится в газообразном состоянии под закрытой крышкой кастрюли? 7. Вычислите массу насыщенного водяного пара в комнате объёмом 200 м3 при температуре 250 С. 8. В воздухе объёмом 60 м3 был насыщенный водяной пар при температуре 150 С. Определите массу воды, которая может испариться в комнате при повышении температуры до 250 С. (0, 611 кг) 9. Давление водяного пара в воздухе при температуре 200 С равно 2, 33 кПа. Чему равна относительная влажность воздуха. (100 %) 10. Температура воздуха 240 С, точка росы – 80 С. Определите относительную влажность воздуха. (33, 4 %) 11. Относительная влажность воздуха при температуре 250 С равна 60 %. До какой температуры следует охладить воздух, чтобы началось выпадение росы? (170 С) 12. Относительная влажность воздуха при температуре 200 С равна 20 %. Определите точку росы. (-50 С) 13. Показания сухого термометра 220 С, показания влажного термометра 170 С. Найдите относительную влажность. 14. На сколько градусов ниже будут показания влажного термометра против показаний сухого термометра, если температура воздуха 300 С при относительной влажности 50 %? (130 С) 15. Определите давление водяных паров при относительной влажности воздуха 40 % и температуре 100 С. (492 Па) 16. Относительная влажность воздуха при температуре 200 С равна 80 %. Какой будет относительная влажность воздуха при температуре 300 С, если давление водяных паров в нём не изменится? (54 %) 17. Критическая температура воды равна 374, 150 С, критическое давление равно 22, 13 МПа, а её плотность при этих условиях равна 320 кг/ м3. Проверьте, выполняется ли в критическом состоянии уравнение Клапейрона – Менделеева. (нет) 18. Сферическую каплю ртути радиусом 3 мм разделили на две одинаковые капли. Какую работу пришлось при этом совершить для увеличения энергии поверхностного слоя? σНg = 0, 465 Дж/ м2. (1,24х10-6 Дж) 19. Какая работа совершается при перемещении молекулы воды из глубины на поверхность? Диаметр молекулы воды равен примерно 4х10-10 м. Найдите отношение этой работы к

средней кинетической энергии молекулы при комнатной температуре. σН2О = 0, 073 Дж/ м2. 20. Две малые капли воды одинакового радиуса при соприкосновении сливаются в одну. Как изменится площадь поверхности образовавшейся капли по сравнению с первоначальной площадью поверхности обеих капель? Почему происходит слияние капель? (в 1,25 раз) 21. Капля ртути во время падения имеет форму шара радиусом 5 мм. Падая в кювету, она дробится на 8 примерно одинаковых капель. Вычислите: а) отношение поверхностной энергии капли к её потенциальной энергии в момент соприкосновения с кюветой; б) отношение поверхностной энергии одной из получившихся при дроблении малых капель к её потенциальной энергии. (0,45; 1,2) Тема: Теплообмен. 22. В колбе находилась вода при t = 00 C. Выкачиванием из колбы воздуха заморозили всю воду в сосуде. Какая часть воды при этом испарилась, если колба была теплоизолирована? Удельная теплота испарения воды при 00 С r = 2, 5 МДж/ кг. Удельная теплота плавления льда λ = 0, 33 МДж/кг. (0,12) 23. Тигель с оловом нагревается электрическим током. Количество теплоты, ежесекундно подводимой к тиглю, постоянно. За 10 мин олово нагрелось от 20 до 700 С и спустя ещё 83 мин полностью расплавилось. Найти удельную теплоту плавления олова. Удельная теплоёмкость олова 0, 23 кДж/ кгК, температура плавления 2320 С. (58,2 кДж/кг) 24. В куске льда, находящемся при 00 С, сделано углубление, объём которого 160 см3. В это углубление влито 60 г воды, температура которой 750 С. Какой объём будет иметь свободное от воды углубление, когда вода остынет? Удельная теплота плавления льда 334 кДж/ кг. (11х10-6 м3) 25. Грузовой автомобиль, оборудованный газогенераторным двигателем мощностью 92 кВт, имеющий КПД 18 %, работает в полную нагрузку. Определите массу древесных чурок с удельной теплотой сгорания 12, 5 МДж/ кг, необходимых для пробега пути 1 км со скоростью 18 км/ ч. (8,1 кг) 26. В чашке находится 500 г льда при 00 С. В чашку вливают 200 г воды, нагретой до температуры 800 С. Какова будет установившаяся температура и что будет находится в чашке? (в сосуде будут находиться одновременно и вода и лёд при t = 00 С) 27. Горизонтально летящая пуля массой m попадает в деревянный шар, лежащий на полу, и пробивает его. Определите, какая часть энергии перешла в энергию деформации, если начальная скорость пули υ1, скорость после вылета из шара υ2, масса М. Трение между шаром и полом отсутствует, траектория пули проходит через центр шара. 28. Фигурист, скользивший по льду со скоростью 10 м/ с, останавливается. Определить, какая масса льда растает, если 50 % теплоты, выделенной в результате трения, поглотится льдом. Масса фигуриста 60 кг, температура льда 00 С, удельная теплота плавления льда 3, 3х105 Дж/ кг. (4,5х10-3 кг) 29. В калориметр, содержащий 1, 5 кг воды при 200 С впускают 200 г водяного пара при 1000 С. Какая общая температура установится после конденсации пара. (780 С) 30. Стеклянный шарик объёмом 0, 2 см3 равномерно падает в воде. Какое количество теплоты выделится при перемещении шарика на 6 м? Плотность стекла 2, 4 г/ см 3. (16,8х10-3 Дж) 31. С какой скоростью должна лететь свинцовая пуля при температуре 27 0 С, чтобы при ударе о стенку она расплавилась? Температура плавления свинца 3270 С, удельная теплота его плавления 2, 5х 104 Дж/ кг, а удельная теплоёмкость 130 Дж/ кгК. На нагревание пули идёт 60 % выделившейся энергии. (462 м/ с) 32. Мощность двигателя автомобиля 69 кВт. Найти ежесекундный расход бензина, если КПД двигателя 25 %. Удельная теплота сгорания бензина 46 МДж/кг. (6 г/с) 33. Двигатель работает на дизельном топливе, удельная теплота сгорания которого равна 42 МДж/кг. Определить массу израсходованного топлива при выполненной работе 210 МДж, если КПД двигателя 0,25. (20 кг)

34. Два литра воды превратили в пар, нагревая от 20 °С на газовой горелке. Каков КПД горелки, если израсходовано 200 литров газа. Удельная теплота сгорания газа 40 МДж/м3, удельная теплоемкость воды 4,2 кДж/(кг-К), удельная теплота парообразования при температуре кипения 2,3 МДж/кг. (66 %) 35. Необходимо получить 0,5 кг воды при 0 °С, охлаждая стоградусный водяной пар. Какое количество теплоты выделится при этом? Удельная теплота парообразования 2,3 МДж/кг, удельная теплоемкость воды 4,2 кДж/(кг-К). Ответ дать в мегаджоулях. (1,36 МДж) 36. Каков КПД автомашины с мотором мощностью 20 кВт, если при скорости 72 км/ч мотор потребляет 10 л бензина на 100 км пути? Плотность бензина 700 кг/м3, его удельная теплота сгорания 4,4-107 Дж/кг. (32 %) 37. Судно развивает мощность 1500 кВт при КПД 30 %. Определить расход горючего на 1 км пути при скорости 72 км/ч. Теплота сгорания горючего 5х107 Дж/кг. (5 кг) 38. Сколько алюминия, взятого при температуре 305 К, можно нагреть до температуры 932 °С в печи, КПД которой равен 24 %, если сжечь 24 кг нефти? Удельная теплоемкость алюминия 900 Дж/(кгК), теплота сгорания нефти 45 МДж/кг. (459 кг) 39. Смешали 0,4 кг воды при 50 °С и 0,1 кг воды при 80 °С. Определить температуру смеси при тепловом равновесии. Ответ дать в градусах Цельсия. (56 °С) 40. Есть два сосуда с водой. В одном из них температура воды 20 °С, в другом — 100 °С. Сколько воды из каждого сосуда надо взять, чтобы получить 1 л воды с температурой 40 0 С? (0,75 л; 0,25 л) 41. В 4 л воды при температуре 20 °С брошен кусок льда массой 250 г при температуре 0 °С. Найти температуру воды после того, как лсд растаял. Удельная теплоемкость воды 4,2103 Дж/(кгК), удельная теплота плавления льда 3,3х105 Дж/кг. (287 К) 42. Ванну емкостью 200 л необходимо наполнить водой с температурой 30 °С, используя воду с температурой 70 °С и лед с температурой -10 °С. Какую массу льда надо положить в ванну? Удельная теплоемкость воды 4,2х103 Дж/(кгК), удельная теплоемкость льда — 2100 Дж/(кгК), удельная теплота плавления льда 3,3х105 Дж/кг. ( 48, 9 кг) 43. В сосуд, содержащий 10 кг воды при 10 °С положили кусок льда, охлажденный до -50 °С, после чего температура образовавшейся ледяной массы оказалась равной -4 °С. Какое количество льда было положено в сосуд? Удельные теплоемкости: льда — 2100 Дж/(кгК), воды — 4200 Дж/(кгК); удельная теплота плавления льда 3,3х105 Дж/кг. (38 кг) 44. В калориметр налито 2 кг воды, имеющей температуру 50 C, и положен кусок льда массой 5 кг, имеющий температуру минус 40 °С. Определить температуру содержимого калориметра после установления теплового равновесия. Удельные теплоемкости: воды — 4200 Дж/(кгК), льда — 2100 Дж/(кгК). Удельная теплота плавления льда 3,3х105 Дж/кг. (в калориметре будет находиться вода и лёд при t = 00 С) 45. После опускания в воду, имеющую температуру 10 °С, тела, нагретого до 100 °С, установилась общая температура 40 °С. Какой станет температура воды, если, не вынимая первого тела, в нее опустить еще одно такое же тело, нагретое до 100 °С?(55°С) 46. Вода падает с высоты 1200 м. На сколько повысится температура воды, если на ее нагревание идет 60 % работы силы тяжести? (1,70 С) 47. На сколько градусов нагревается вода у основания водопада высотой 10 м? Считать, что на нагревание воды расходуется 60 % работы силы тяжести. Удельная теплоемкость воды 4.2х103 Дж/(кгК). (0,0140 С) 48. С какой скоростью должна лететь свинцовая пуля, чтобы при ударе о препятствие она расплавилась? Первоначальная температура пули 27 °С. Вся выделившаяся при ударе теплота сообщается пуле. Температура плавления свинца 327 °С, удельная теплота его плавления 2,5х104 Дж/кг, а удельная теплоемкость 130 Дж/(кгК). (167 м/с) 49. В сосуд, содержащий 1, 5 кг воды при 150 С, впускают 200 г водяного пара при 1000 С. Какая общая температур установится в сосуде после конденсации пара? (890 С)

50. Через воду, имеющую температуру 100 С, пропускают водяной пар при 1000 С. Сколько процентов составит масса воды, образовавшейся из пара, от массы всей воды в сосуде в момент, когда её температура равна 500 С? (0,07) Тема: Свойства твёрдых тел. 51. Каким должен быть предельный диаметр стального троса, чтобы он выдержал нагрузку в 1 т? (0, 4Х10-2 м) 52. Найти длину медной проволоки, которая, будучи подвешена вертикально, начинает рваться под действием собственного веса. (2900 м) 53. С крыши дома свешивается стальная проволока длиной 40 м и диаметром 2 мм. 1) Какой наибольший груз можно подвесить к этой проволоке, чтобы она не разорвалась? 2) На сколько удлинится эта проволока, если на ней повиснет человек весом в 70 кг? (250 кг, 4х10-2 м) 54. С какой скоростью должна лететь свинцовая пуля при температуре 27 0 С, чтобы при ударе о стенку она расплавилась? Температура плавления свинца 327 0 С, удельная теплота его плавления 2, 5х 104 Дж/ кг, а удельная теплоёмкость 130 Дж/ кгК. На нагревание пули идёт 60 % выделившейся энергии. (462 м/ с) 55. Чему равно абсолютное удлинение стального троса длиной 12 м и площадью поперечного сечения 2 см2 при подвешивании к нему груза массой 2 т? Модуль упругости стали 2х1011 Па. (6х103 м) 56. К алюминиевой проволоке длиной 2 м и площадью поперечного сечения 4 мм2 подвесили груз, под действием которого она удлинилась на 1 мм. Определите силу упругости, возникающую в проволоке. Модуль упругости алюминия 7,1 х 1010 Па. (14, 2х103 Н) 57. К медной проволоке длиной 1,2 м и площадью поперечного сечения 5 мм 2 подвесили груз массой 10 кг. Определите работу растяжения проволоки. Модуль упругости меди равен 1,18х1011 Па. (0, 93х 10-2 Дж) 58. К алюминиевой проволоке длиной 10 м и площадью поперечного сечения 7 мм2 подвесили груз массой 10 кг. Определите абсолютное и относительное удлинение проволоки. Модуль упругости алюминия 7,1 х1010Па. 59. Найдите максимальную высоту здания из кирпича, если предел прочности кирпича на сжатие 1,5х107 Па, плотность кирпича 1,8х103 кг/м3, а необходимый запас прочности равен 6. 60. Какой диаметр должен иметь стальной трос подъемного устройства, если максимальная масса поднимаемого груза равна 5 т? Предел прочности троса 109 Па, запас прочности должен быть равен 6. (294х10-6 м2) 61. Масса кабины лифта с пассажирами 500 кг. Кабина подвешена на тросе, изготовленном из стали с пределом прочности на растяжение 5,5х108 Па. Лифт движется вверх с ускорением 0,5 м/с2. Каким запасом прочности обладает трос, если его поперечное сечение 1,4 см2? (15) 62. Для взятия пробы грунта со дна океана используется специальный прибор, опускаемый на стальном тросе. Какова предельная глубина погружения прибора, если предел прочности на разрыв стального троса 5х108 Па? Масса прибора по сравнению с массой троса пренебрежимо мала. Плотность стали 7,8х103 кг/м3, плотность морской воды 1,0.4х 103 кг/м3. (7, 5 км)

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Кто установил закон определяющий тепловое действие электрического тока
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector