Buderus-trade.ru

Теплотехника Будерус
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок физики в 8 классе по теме «Действия электрического тока»

Урок физики в 8 классе по теме «Действия электрического тока»

Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на результаты образования через формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), которые повысят образовательный и воспитательный потенциал школы и обеспечат формирование важнейшей компетенции личности — умения учиться, познавать окружающий мир через деятельность.

Среди познавательных УУД выделяются действия общеучебные, логические, а также постановка и решение проблем. Интеграция предметов позволяет объединить усилия учащихся и учителей для решения общих познавательных задач, расширить границы применения знаний и сформировать УДД.

Оперативно и качественно решать вопросы формирования компетенций учащихся даёт возможность теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) с её богатым набором инструментов для решения проблем, развития творческого, системного, гибкого мышления.

  • формировать образовательные и коммуникативные компетенции;
  • повысить познавательный интерес к предмету;
  • познакомить с инструментами ТРИЗ;
  • формировать универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно- следственных связей;
  • продемонстрировать нестандартное решение проблем;
  • способствовать формированию единой научной картины мира;
  • создавать здоровьесберегающие условия образовательной деятельности учителя и учащихся.

Тип урока: интегрированный, физика и ТРИЗ.

Форма урока: комбинированный, установление связей и применение их на практике.

^ Структура урока содержит этапы: организационный, актуализация знаний, постановка цели, обобщение и систематизация новых знаний, применение знаний в новой ситуации, афиширование результатов, рефлексия, домашнее задание.

^ Цели урока:

учебная: познакомить с превращением энергии из одних видов в другие, выяснить действие электрического тока и их применение;

развивающая: развитие логического, творческого мышления, расширение кругозора;

воспитательная: воспитание толерантности, культуры учебного труда и общения.

компетентностный подход: формировать общеучебную и социально — коммуникативную компетенции.

^ Виды деятельности: выполнение опытов и анализ их результатов, групповая деятельность, афиширование результатов работы группы.

Оборудование: выжигатель, деревянная дощечка, низковольтная электрическая лампа, электромотор, груз на нити, железный гвоздь, батарея аккумуляторов, кнопки, скрепки, компас, ключ, соединительные провода, раствор медного купороса, электроды.

I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

Прошу по материалу предыдущего урока ответить на вопросы, записанные на доске:

1. Что называют электрическим током? (направленное движение заряженных частиц)

2. Какие условия необходимы, чтобы существовал электрический ток? (свободные заряженные частицы, источник тока, замкнутый проводник)

3. В источнике тока какая энергия может превращаться в электрическую? (ответы записываются на доске)

Энергия тепловая Электрическая

4. Как узнать, есть ли электрический ток в проводнике? (собрать цепь, включить какой – либо электроприбор)

III. Постановка цели урока.

Опыт 1. Сборка электрической цепи учащимся: источник тока, соединительные провода, ключ, электромотор, груз на нити.

Какое наблюдаем явление? (груз поднимается на определённую высоту, механическое явление)

Чем оно вызвано? (электрическим током)

Явление, вызванное электрическим током, называют действием тока.

Изучали ли мы действия электрического тока? Знаем, какие они и где используются? Тогда назовём, какова цель нашего урока? (выяснить действия электрического тока и их применения)

Тема урока: Действия электрического тока и их применение в технике и быту.

ІV. ^ Обобщение и систематизация новых знаний .

Проведём ещё ряд опытов и проанализируем их.

Читайте так же:
Коэффициент теплоотдачи с поверхности провода

Опыт 2. К электрической сети подключается выжигатель. Раскаляется жало выжигателя, он оставляет след на дощечке. Почему? (проводник, по которому идёт ток, нагревается)

Какое явление наблюдаем? Чем оно вызвано? (тепловое, электрическим током)

Если вы проходите вблизи ЛЭП, то как узнать, идёт ли электрический ток по проводам? ( ^ По их гудению )

Какое это действие тока? (звуковое). Такое явление ещё называют акустическим.

Опыт 3. Сборка электрической цепи учащимся: источник тока, соединительные провода, ключ, электролампа.

Какое наблюдаем явление? (лампа светится, световое)

А если поднести к лампе руку? Какое это действие? (тепловое)

Какой вывод можно сделать? (лампа светится, когда спираль раскаляется, тепловое действие превращается в световое)

Опыт 4. Сборка электрической цепи учащимся: источник тока, соединительные провода, ключ, раствор медного купороса, электроды, лампа.

Проходит ли через раствор медного купороса электрический ток? (да, лампа горит, световое действие).

Попробуем теперь исключить из электрической цепи лампу и выясним, будет ли ток производить какое-либо действие? Что наблюдаете? (один стержень стал оранжевым, а возле другого выделилось много пузырьков)

Выделяется чистая медь и пузырьки газа кислорода. Какой можно сделать вывод из опыта? (электрический ток разлагает вещества, входящие в состав проводника, оказывает химическое действие). Это явление называется электролитическая диссоциация, с ним подробнее вы познакомитесь позже.

Опыт 5. Учащийся наматывает проволоку на железный гвоздь и подключает её к батарейке и экспериментирует, как гвоздь взаимодействует с кнопками, скрепками, стрелкой компаса.

Какой вывод можно сделать из этого опыта? (электрический ток оказывает магнитное действие)

Если проанализировать результаты нашей работы, то какие выводы можно сделать? ( ^ Энергия превращается из одного вида в другой, и действия электрического тока дают такие же виды энергии ).

Мы получили фундаментальный физический закон о превращении энергии из одного вида в другой, выяснили универсальность действий электрического тока. Одновременно мы получили перечень взаимодействий в технике, который является подсказкой для изобретателей – МАТХЭМ, читаем аббревиатуру действий тока.

Энергия тепловая Электрическая тепловое световое

V. Применение знаний в новой ситуации.

Предлагаю вам побыть в роли изобретателей, чтобы попытаться ответить на вопрос: где можно применить действия тока? Нашими ресурсами будут изученные действия электрического тока, личные знания о мире, их сопоставление и полёт творческой мысли.

Для получения неожиданных идей используем метод гирлянд ассоциаций, являющийся инструментом ТРИЗ. Используем слова из разных областей знаний, выстраиваем гирлянду ассоциаций.

^ Например, первый из классов предложил такую гирлянду ассоциаций:

шар – земля – жизнь – движение – мотор – автомобиль – техника – изобретения – компьютер – игра – поле – гроза – облака – вода – море – ветер – парус – корабль – маяк – свет – лампа.

^ Гирлянда ассоциаций другого класса:

лампа – свет – электричество – частицы – вода — вещество – соль – тарелка – стекло – окно – фонарь – аптека – лекарства – человек.

Класс разбивается на 5 групп, каждая выбирает себе действие электротока и отвечает на поставленный вопрос, используя гирлянду ассоциаций, свой жизненный опыт, материалы учебника. Темой могут стать животные, цирк, игрушки и т.д.

Читайте так же:
Урок презентация тепловое действие тока 1

VI. Выступление групп с результатами работы.

Группы выступают с результатами своей работы, называя применение действий тока как уже в известных устройствах, так и в новых, придуманных ими в ходе работы.

VIII. Домашнее задание: § 35-36, попробовать создать свою гирлянду ассоциаций и попытаться ответить на вопрос: где ещё можно применить действия тока?

Тепловое действие тока урок 8 класс

Работа и мощность электрического тока. Электрический ток, проходя по цепи, производит разные действия: тепловое, механическое, химическое, магнитное. При этом электрическое поле совершает работу. В результате электрическая энергия превращается в другие виды энергии: внутреннюю, механическую, энергию магнитного поля…

Как было рассказано ранее, напряжение (U) на участке цепи равно отношению работы (F), совершаемой при перемещении электрического заряда (q) на этом участке, к заряду: U = A/q. Отсюда А = qU .

Поскольку заряд равен произведению силы тока (I) и времени (t) q = It, то А = IUt . То есть работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на этом участке, силы тока и времени, в течение которого совершается работа.

Единицей работы является джоуль (1 Дж): [А] = 1 Дж = 1В • 1А • 1с.

Для измерения работы используют три измерительных прибора: амперметр, вольтметр и часы. Однако, в реальной жизни для измерения работы электрического тока используют счётчики электрической энергии.

Если нужно найти работу тока, но при этом сила тока или напряжение неизвестны, то можно воспользоваться законом Ома, выразить неизвестные величины и рассчитать работу по формулам: А = U 2 t/R или А = I 2 Rt .

КОЛЕСО ТОКА

Мощность электрического тока

Мощность электрического тока равна отношению работы ко времени, за которое она совершена: Р = A/t или Р = IUt/t => Р = IU . То есть мощность электрического тока равна произведению напряжения и силы тока в цепи.

Единицей мощности является ватт (1Вт): [Р] = 1А • 1В = 1Вт.

Используя закон Ома, можно получить другие формулы для расчета мощности тока: Р = U 2 P/R = I 2 R .

Значение мощности электрического тока в проводнике можно определить с помощью амперметра и вольтметра. Но можно для измерения мощности использовать специальный прибор — ваттметр. В нем объединены амперметр и вольтметр.

Сила тока. Напряжение. Работа и мощность электрического тока. Таблица

Конспект урока «Работа и мощность электрического тока».

Действия электрического тока. Направление электрического тока — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития критического мышления, педагогики сотрудничества.

Цели: дать представление о превращении энергии электрического тока в другие ее виды (действиях тока); познакомить учащихся с понятием направление электрического тока.

Формируемые УУД: предметные: научиться объяснять понятие направление электрического тока; объяснять тепловое, магнитное, химическое действие тока с точки зрения превращения одного вида энергии в другой; применять полученные знания в повседневной жизни; метапредметные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять физические процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения действий электрического тока; личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники.

Приборы и материалы: источники тока, лампочки, железная или никелированная проволока, раствор медного купороса, угольные электроды, сосуд, катушка с током, магнитная стрелка, железные гвоздики или скрепки, неоновая лампочка или газосветная трубка, соединительные провода, электронное приложение к учебнику.

Читайте так же:
Приведите примеры использования теплового действия электрического тока в быту

I. Организационный момент

(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам и заданиям учебника, задает дополнительные вопросы.)

— Назовите основные составные элементы, входящие в цепь электрического тока.

— Сколько у источника тока полюсов? Какие бывают полюсы?

— Какие источники электрического тока вы знаете?

— Какова природа электрического тока в металле?

— Что имеют в виду, говоря о скорости распространения тока в проводнике?

(Учитель проводит самостоятельную работу, направленную на проверку усвоения учащимися материала, связанного с условными обозначениями, используемыми в электрических схемах, правильность составления электрических схем.)

1. Как обозначается в электрических схемах резистор?

2. Как обозначается в электрических схемах гальванический элемент?

3. Как обозначается в электрических схемах лампочка?

4. Предложите схему соединения источника тока, звонка и двух кнопок, позволяющих позвонить из двух разных мест.

5. На трамвайных путях в некоторых местах устанавливают автоматические сигналы “Берегись трамвая”. Сигнал зажигается до того, как трамвай подходит, и гаснет, когда трамвай проходит. Предложите схему включения этого сигнала.

III. Изучение нового материала

Действиями тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе в цепи, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. С некоторыми действиями электрического тока вы знакомы. Например, с тепловым действием тока: так работают электрический паяльник, электроплитка, утюг, лампа накаливания и многие другие предметы.

Демонстрация 1. Тепловое действие тока на опыте можно наблюдать, присоединив к полюсам источника тока железную или никелированную проволоку. Проволока при этом нагревается и, удлинившись, слегка провисает. Ее даже можно раскалить докрасна.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 78“Тепловое действие тока” из электронного приложения к учебнику.)

Демонстрация 2. Химическое действие тока можно наблюдать при пропускании электрического тока через раствор медного купороса CuSО4.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 79 “Химическое действие тока” из электронного приложения к учебнику.)

При взаимодействии вещества с растворителем молекулы вещества распадаются на положительные и отрицательные ионы. Эти ионы приходят в движение в электрическом поле. Положительные ионы движутся к отрицательно заряженному электроду (катоду), а отрицательные ионы движутся к положительно заряженному электроду (аноду). Водород и металлы всегда выделяются на катоде.

Вывод. Электрический ток в электролите — это направленное движение ионов в электрическом поле.

Химическое действие электрического тока используют в промышленности (добыча алюминия, меди и других металлов, никелирование, хромирование и др.).

Демонстрация 3. Магнитное действие тока можно показать с помощью катушки с железным сердечником. Когда цепь замкнута, к сердечнику притягиваются небольшие железные предметы: гвоздики, железные стружки, опилки и др.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 77 “Магнитное действие тока” из электронного приложения к учебнику.)

Демонстрация 4. Свечение газов при прохождении тока. В газосветных трубках, применяемых, например, в рекламе, происходит свечение газа под действием электрического тока.

Читайте так же:
Концевой выключатель для тепловой завесы

Так как электрический ток представляет собой направленное движение свободных заряженных частиц в проводнике (электронов в металлах, ионов в электролитах), то можно говорить о направлении электрического тока. За направление тока условно приняли то направление, по которому могли бы двигаться в проводнике положительно заряженные частицы, т. е. направление от положительного полюса источника тока к отрицательному.

IV. Закрепление изученного материала

(Ученики выполняют тренировочное задание № 25 из электронного приложения к учебнику. Учитель проводит опрос-беседу.)

— Где используют тепловое и химическое действия тока?

— Могут ли жидкости быть проводниками? Приведите примеры.

— Могут ли жидкости быть диэлектриками? Приведите примеры.

— Какое действие электрического тока наблюдается в электрической лампочке?

— Какое действие электрического тока наблюдается при позолоте ювелирных изделий?

— Какое действие электрического тока наблюдается при поднимании деталей с помощью электромагнита?

— Как направление тока связано с зарядами полюсов источника тока?

(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу “Плюс — минус — интересно”.)

Каждый ученик заполняет таблицу, состоящую из трех граф. В графу “Плюс” записывается все, что понравилось, вызвало положительные эмоции и т. д. В графу “Минус” — негативные впечатления, то, что вызвало неприязнь или осталось непонятным, скучным, бесполезным. В графу “Интересно” вписываются любопытные факты, о которых учащиеся узнали на уроке или хотели бы еще узнать, а также вопросы к учителю.

1. § 35, 36 учебника, вопросы и задание к параграфам.

2. Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой: № 1260, 1261.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Конспект урока физики в 8 классе. Сила тока. Амперметр

Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Сила тока. Амперметр».

Задачи урока:

— обеспечить ознакомление с физической величиной – силой тока и единицей ее измерения ;

— создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;

— обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение.

Ход урока:

1. Организационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

2. Проверка домашнего задания

Тестирование 2 варианта по 8 заданий

Тест по теме: «Электрический ток в металлах. Направление электрического тока. Действия электрического тока»

В-1

Читайте так же:
Выключатель теплого пола сломался

1. Какие еще (кроме свободных электронов) заряженные частицы имеются в металлах? Где они находятся?

а) Положительные ионы; на постоянном для каждого месте.

б) Положительные ионы; в узлах кристаллической решетки.

в) Атомы; в узлах кристаллической решетки.

г) Отрицательные ионы; каждый на определенном месте.

2. Какое явление, сопровождающее прохождение тока через проводящую электрическую жидкость, обусловлено химическим действием тока?

а) Выделение на опущенных в жидкость электродах веществ, входящих в состав молекул этой жидкости.

б) Выделение на положительно заряженном электроде металла.

в) Выделение на обоих электродах газа.

3. Кристаллическая решетка металла, образуемая ионами, имеет положительный заряд. Почему же металлы электрически нейтральны?

а) Потому что свободные электроны в металле, двигаясь хаотично, попадают на поверхность и экранируют положительный заряд решетки.

б) Потому что ионы сохраняют свое местоположение в твердом теле.

в) Потому что общий отрицательный заряд всех свободных электронов равен всему положительному заряду ионов.

г) Среди ответов нет правильного.

4. С помощью какого прибора можно обнаружить электрический ток в цепи?

а) Электрометра. б) Электроскопа.

в) Гальванометра. г) Гальванического элемента.

5. Какова скорость распространения электрического тока в цепи?

а) Она равна средней скорости хаотического движения электронов.

б) Эта скорость бесконечно велика.

в) Она равна скорости упорядоченного движения электронов в проводниках.

г) Она равна скорости распространения в цепи электрического поля.

6. Какое действие электрического тока не наблюдается в металлах?

а) Тепловое. б) Химическое. в) Магнитное.

7. На какой схеме направление тока указано стрелкой неправильно?

8. На каком рисунке стрелки не соответствуют общепринятому обозначению направления электрического тока в цепи?

В-2

1. Какие явления свидетельствуют о тепловом действии тока?

а) Изменение свойств проводника под влиянием тока.

б) Его удлинение вследствие нагревания.

в) Свечение раскаленного проводника с током.

2. Какое движение и каких частиц представляет собой электрический ток в металлах?

а) Упорядоченное (однонаправленное) движение свободных электронов.

б) Согласованное колебание ионов а узлах кристаллической решетки.

в) Упорядоченное смещение положительных ионов.

3. Какое еще действие, кроме теплового и химического, оказывает электрический ток?

а) Магнитное. б) Механическое. в) Других действий ток не оказывает.

4. При каком условии в металлическом проводнике возникает электрический ток?

а) В случае перехода хаотического движения свободных электронов в упорядоченное движение.

б) При создании в нем электрического поля.

в) При появлении в нем свободных электронов.

г) В случае включения его в электрическую цепь.

5. Какое действие тока используется в устройстве гальванометра?

а) Тепловое. б) Магнитное. в) Химическое.

6. Движение каких заряженных частиц в электрическом поле принято за направление тока?

а) Электронов. б) Ионов.

в) Частиц с отрицательным зарядом. г) Частиц с положительным зарядом.

7. В каком из приведенных здесь примеров используется химическое действие электрического тока?

а) Зарядка аккумулятора. б) Приготовление пищи в электродуховке. в) Плавление металла в электропечи.

8. На каком рисунке стрелки не соответствуют общепринятому обозначению направления электрического тока в цепи?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector