Buderus-trade.ru

Теплотехника Будерус
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Переход на новые умные электросчетчики. Кто будет менять приборы, когда и за чей счет

Переход на новые умные электросчетчики. Кто будет менять приборы, когда и за чей счет

В 2020 году в России началась трансформация системы учета потребляемых ресурсов. И первой такой трансформации подверглась система учета потребления электроэнергии. В чем суть такой трансформации и как она осуществляется?

Умные счетчики электроэнергии. Что это такое

27 декабря 2018 года был принят Федеральный закон ФЗ-522, который существенным образом был призван изменить всю систему правового обеспечения учета потребления существующих ресурсов. И коснулось его действие в первую очередь системы учета потребления электроэнергии. 1 июля 2020 года вступили в силу поправки, согласно которым, коммерческий учет электроэнергии обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Под данным термином и понимаются новые умные электросчетчики, которые должны самостоятельно снимать показания и направлять их в энергосбытовую компанию и своему потребителю.

Отличия от обычных приборов

Главное отличие умных приборов учета электроэнергии от действующих сегодня – возможность передавать все показания в онлайн-режиме. А потребитель может получать информацию о состоянии своего расхода, подключаясь к своему счетчику со смартфона.

Еще одно функциональное отличие подобного прибора учета – то, что он ведет раздельный учет потребляемой электроэнергии, разделяя ее на потребленную в дневное и ночное время, так как стоимость электроэнергии, потребляемой в ночное время, ниже потребляемой в дневное время.

Есть отличие также и в части технической составляющей: в состав умного прибора учета входит специальный передающий модуль (встроенный или расположенный в качестве самостоятельного блока), с помощью которого показания о расходах электроэнергии и передаются энергосбытовой компании, а также могут проверяться потребителем.

⏰ В какие сроки нужно перейти на умные счетчики

Переход на приборы учета, которые самостоятельно передают показания энергосбытовым компаниям, должен завершиться к 1 января 2022 года. Такое правило сформулировано в законодательстве об электроэнергетике после того, как в него были внесены изменения.

Потребители должны получить доступ к данным с таких приборов учета к 1 января 2023 года.

Однако у указанных дат есть свое ограничение: замена уже установленных приборов учета должна происходить в рамках этих сроков в случае поломки счетчика или окончания срока его межповерочного интервала. И такое уточнение формирует следующую ситуацию: если в 2018 году был установлен счетчик старого образца, то его межповерочный интервал (в зависимости от модели) может варьироваться от 10 до 16 лет. В этом случае его замена должна произойти минимум в 2028 году. Сокращение подобного срока может произойти только в случае вынесения специального нормативного акта, в котором будет указан конечный срок замены установленных сейчас приборов учета.

Надо понимать, что, в первую очередь, замена будет происходить до 1 января 2022 года тех счетчиков, у которых истекает межповерочный интервал, или которые пришли в негодность.

Кто и за чей счет должен осуществлять установку

В соответствии с последними изменениями законодательства об электроэнергетике установка счетчиков электроэнергии нового образца должна осуществляться энергосбытовой компанией за свой счет. Однако ограничений на возможность перераспределения расходов по установке таких приборов учета между самой энергосбытовой компанией и потребителями нет.

На деле данная ситуация будет выглядеть следующим образом: энергосбытовая организация выделяет средства из числа получаемых от потребителей за реализацию электроэнергии на установку счетчиков нового образца. После того как счетчик был установлен, на основании разрешительных нормативных актов о возможности индексации на уровень инфляции тарифов за электроэнергию в указанный тариф включается стоимость установленного нового прибора учета и работы по его монтажу.

Де-юре выделения установки счетчика в рамках платы за электроэнергию не происходит. Де-факто в рамках тарифа энергосбытовая компания возвращает часть вложенных в новый прибор учета средств с каждого потребителя.

В зависимости от региона размер повышения тарифа будет варьироваться, так как для каждого региона и на федеральном, и на региональном уровнях установлены разные коэффициенты индексации тарифов на электроэнергию. Соответственно, будет варьироваться и сумма, которую придется платить потребителю за новый прибор учета. Но платеж будет не разовым, а растянется во времени на несколько лет.

Читайте так же:
Правила установки электронного электросчетчика

‍♀️ Возможен ли отказ от новых приборов

Отказ от установки счетчиков с технологией удаленной передачи показаний возможен только в том случае, если нет технической возможности его использовать – например, для населенных пунктов, где связь возможна только в спутниковом варианте, потому что нет ни проводной, ни мобильной версий, что весьма затратно.

Однако в этом случае расчет стоимости потребленной электроэнергии будет происходить только на основании среднего тарифа, что может оказаться дороже.

Если же абонент находится в населенном пункте, где проблем со связью нет, то такой отказ вряд ли будет принят.

О навязывании замены исправных электросчетчиков

Собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах не всегда помнят, когда истекает срок поверки установленных у них приборов учёта, поэтому заменяют вполне рабочие индивидуальные приборы учета, обычно – по завышенным ценам.

Заключаются договора на замену электросчетчиков с организациями (индивидуальными предпринимателями), представители которых приходят на дом к гражданам и настоятельно рекомендуют срочно заменить счётчики под различными предлогами (устарел счетчик, закончилась поверка, нарушена контрольная пломба и др.). Когда граждане понимают, что их ввели в заблуждение, то обращаются в Роспотребнадзор за юридической помощью.

Управление Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу разъясняет.

Отношения, вытекающие из договора розничной купли-продажи, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.

В соответствии с п. 3 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55) не подлежат возврату или обмену технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями).

Электросчетчик относится к электробытовым приборам и если он надлежащего качества, то не подлежит возврату или обмену.

Порядок учета электрической энергии и взаимодействия розничного рынка электроэнергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от №442 (далее — постановление правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442). Замена и установка нового прибора учета без письменного уведомления энергосбытовой организации влечет ответственность за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. За несанкционированное вмешательство в работу прибора учета энергосбытовой организацией проводится перерасчет потребления электроэнергии исходя из норматива, увеличенного в 10 раз.Срок перерасчета — три месяца, предшествующие дате выявления нарушения и до даты их устранения, что в большинстве случаев происходит при замене прибора учета. Согласно п. 146 постановления Правительства Российской Федерации от №442 собственник энергопринимающего устройства, для осуществления действий по установке и замене приборов учета вправе привлекать на основании гражданско-правовых договоров лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. При этом собственник энергопринимающего устройства несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учета, осуществляемые ими в интересах такого собственника, и не освобождается от последствий нарушения, установленных сроков организации учета электрической энергии. В соответствии с п. 149 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442на собственника энергопринимающего устройства,имеющего намерение демонтироватьранее, установленный прибор учета в целях замены, ремонта или поверки возложена обязанность направить письменную заявку в адрес энергосетевой иэнергосбытовой организаций о необходимости снятия показаний с существующегоприбора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа. Таким образом, в целях исключения безучетного потребления электрической энергии со стороны собственника прибора учета, на него возложена обязанность по уведомлению энергосбытовой организиции о намерении действий по замене и установке нового прибора учета, соответственно на организацию, привлекаемую им на основании гражданско- правового договора для проведения работ по замене и установке прибора учета такая обязанность не возлагается.

Читайте так же:
Электронный счетчик электроэнергии срок поверки

Согласно ст. 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Цены на услуги по замене приборов учета электрической энергии государственными органами не регулируются. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Дополнительно сообщаем, что органы Роспотребнадзора не уполномочены рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект выплатить спорные денежные средства потребителю, поскольку указанными полномочиями наделены судебные органы. В соответствии со ст.17 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и ст.11 «Гражданского Кодекса» Российской Федерации в случае отказа удовлетворить законные требования, потребитель вправе обратиться в суд. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту нахождения организации или по месту жительства истца. От уплаты государственной пошлины потребитель освобождается.

В случае установления фактов мошенничества потребитель вправе обратиться в УМВД России по Ненецкому автономному округу.

Внимание, ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны принимать показания приборов с истекшим сроком поверки для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг до 1 января 2021 года. Неустойка (штраф, пени) не при этом, не взыскивается. Данные меры связаны с минимизацией рисков заражения населения в условиях распространения коронавирусной инфекции и регулируются постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Все бытовые приборы учета могут применяться физическими лицами — потребителями коммунальных услуг — без проведения очередной поверки.

Уважаемые жители Ненецкого автономного округа, по возникшим вопросам, обращайтесь к специалистам Управления Роспотребнадзора по НАО по тел. 4-68-27.

Отказываются менять сгоревший электросчётчик

В результате аварии на ЛЭП электросчётчик, установленный внутри моего домовладения, полностью вышел из строя. Я подал заявление с просьбой заменить данный электросчётчик и прислать лабораторию СИиМ для приёмки нового счётчика. Заявление было принято, в бухгалтерии мне были выписаны квитанции, которые я оплатил на следующий день: 727, 12 р. – за замену прибора учёта, 470, 52 р. – за его приёмку.

При приёме заявления меня заверили, что указанные работы будут выполнены в двухнедельный срок. В течение этих двух недель я регулярно обращался в энергоснабжающую организацию по телефону, и меня уверяли, что работы будут непременно выполнены со дня на день. Сегодня, 04.04.2016 г., прошло ровно две недели, и я вновь обратился с вопросом о сроках выполнения оплаченных мною услуг. Но на этот раз мне неожиданно сообщили, что организация отказывается проводить данные работы по замене и приёмке электросчётчика, объясняя это тем, что вышел некий нормативный акт, по которому я должен вывести свой счётчик на фасад, либо принять по акту пульт от прибора учёта электроэнергии, установленного организацией на опорном столбе ЛЭП.

Правомерны ли действия энергоснабжающей компании, отказывающейся выполнять уже оплаченные мною услуги по замене и приёмке электросчётчика? Действительно ли существует нормативно-правовой акт, обязывающий частного потребителя выносить электросчётчик на фасад или принимать пульт от прибора, установленного на вершине опорного столба линии электропередачи?

Я уже задавал этот вопрос на данном сайте и получил несколько ответов, в которых юристы высказывали единодушное мнение, что такого НПА не существует. Однако энергоснабжающая организация предоставила мне ссылку на Постановление Правительства РФ №442, где пункт 144 гласит: «144. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета». Каково будет мнение уважаемых юристов? Неужели правы оказались не вы, а энергоснабжающая организация?

Читайте так же:
Счетчик электронный трехфазный псч 4тм

Здравствуйте, Василий. Вы пишите в вопросе, что в результате аварии на ЛЭП электросчётчик, установленный внутри моего домовладения, полностью вышел из строя. И вдруг почему-то безропотно покупаете новый за свой счёт! Вам обязан возместить ущерб, вызванный выходом из строя вашего счётчика тот, по чьей вине произошла авария на ЛЭП. Документально это подтверждено или вы не захотели заморачиваться ожиданиями, когда вам купят счётчик (бывает ждать приходится и месяц, и два), и решили приобрести его за свой счёт? Как говорится, дело ваше, но если решите возложить обязанность компенсировать вам его стоимость, то виновник аварии обязан это сделать. Назначенная вам плата «за его приёмку» незаконна. Ввод прибора учёта потребления любого коммунального ресурса производится бесплатно. Что касается вашей обязанности установить счётчик на фасад, то действительно существует такое постановление № 442 от 4.05.2012 г. Оно называется «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Вам правильно ЭСО дала ссылку на п.144, который вы процитировали. Граница балансовой принадлежности объектов электроэнергетики — это стеклянный или фарфоровый изолятор на опоре, от которого проложен кабель к вашему домовладению. Значит вы обязаны по словам энергетиков установить свой счётчик на верхушке столба. А кто и как туда будет, пардон, лазить, чтобы снять показания? Вам сказали на фасаде. Значит границей балансовой принадлежности должны быть изоляторы, установленные на фасаде. Иначе, если ГБП на изоляторах опоры, а счётчик на фасаде, то ЭСО будет заставлять вас оплачивать ещё и потери активной энергии на участке кабеля к дому. ЭСО лукавит, замалчивая о том, что в п.144 есть ещё абзац, в котором записано, что в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. Это означает, что категорической безоговорочной вашей обязанности установить счётчик на фасаде нет. Сообщите ЭСО, что вы согласны платить за потери активной энергии на участке кабеля, проходящего через вашу стену, толщина которой 50 см. Смогут они вывести показатель потерь на таком коротком проводе? Если да, то это копейки.

Это предлагаемая вам позиция защиты от «хотелок» энергетиков.

Оставьте, пожалуйста, отзыв.

Данные требования энергоснабжающей организации незаконны, т.к. нарушают требование правил устройства электроустановок (далее-ПУЭ) п.1.5.27., где указано, что электрический счетчик устанавливаться в сухих помещениях с температурой не ниже 0°С.

Если размещать электросчетчик на фасаде здания или на опоре, то потребителя лишают возможности нести бремя содержания своего имущества (ст. 210 ГК РФ), т.к. к прибору учета электроэнергии будут иметь беспрепятственный доступ не только сотрудники для снятия показаний.

Если устанавливать прибор на опоре, то такая установка счётчика электроэнергии нарушает требование ПУЭ п. 1.5.29., где указано, что прибор учёта должен быть установлен в пределах от 0,8 — 1,7 метра от пола.

Если за весь период работы электросчетчика не было зафиксировано факта препятствия осмотра, проверки и снятия показаний электросчетчика, то у организации нет оснований обязывать Вас устанавливать прибор на фасад или ЛЭП.

Читайте так же:
Вышел срок эксплуатации электросчетчика

Также, раннее при заключении договора с энергоснабжающей организацией устанавливалась граница балансовой принадлежности, которая определяется на основе Акта разграничения балансовой принадлежности. Таким образом, при заключении договора было определено место установки прибора учета электроэнергии. При этом это место могло оказаться на фасаде или ЛЭП только с Вашего согласия. Так что стоит посмотреть договор, заключенный с энергосберегающей компанией.

Если по какой-то причине акта нет, то следует его составить и потребовать разграничить балансовую принадлежность внутри помещения в вводно-распределительном устройстве. Если же в договоре изначально прописаны все указанные Вами требования энергосберегающей компании (фасад; ЛЭП), то Вам придется их выполнить.

Естественно такое требование энергоснабжающей компании ничем не обоснованно и делается только лишь для облегчения снятия показаний со счетчика сотрудниками этой компании.

Более того, такие требования энергоснабжающей компании влекут нарушение требования ПУЭ п.1.5.27, в котором указано, что электрический счетчик должен устанавливаться в сухих помещениях с температурой не ниже 0°С и не выше 40°С. Если же следовать указаниям энергоснабжающей компании, то ничто не может гарантировать герметичность такого счетчика в условиях заморозков или сильных ливней.

Также подобная установка счётчика электроэнергии, как правило, нарушает требование ПУЭ, п. 1.5.29, согласно которым прибор учёта должен быть установлен в пределах от 0,8 — 1,7 метра от пола.

Важно понимать, что отношения с энергоснабжающей организацией строятся на основании договора, а в соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны взаключении договора. Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества несет сам собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Помните, что энергоснабжающая организация – это коммерческая структура, основной задачей которой является продажа электроэнергии, и она не вправе заставлять потребителя нарушать действующие требования, законы и правила. С ней можно и нужно бороться, так как в условиях отсутствия конкуренции они нагло диктуют свои условия и решают за счет потребителей собственные проблемы.

В случае ущемления Ваших прав энергоснабжающей организацией настоятельно рекомендую получить от них письменный отказ в установке счетчика по Вашим требованиям, а после обращаться в суд по месту нахождения энергоснабжающей организации с иском о признании такого отказа незаконным и обязывании энергоснабжающей организации установить Вам счетчик на Ваших условиях.

Как происходит замена электросчетчиков после 1 июля 2020 года

Как происходит замена электросчетчиков после 1 июля 2020 года

1 июля 2020 года началась замена старых электросчетчиков на новые, «умные» приборы учета нового поколения. Естественно, что у потребителей сразу возник закономерный вопрос о том, а за чей счет будет происходить замена в этот раз, так как всегда, до этого момента, такие расходы ложились бременем именно на плечи пользователей. Но не в этот раз, так как в законодательство, регулирующее эту сферу, были внесены принципиальные изменения. Важно обратить внимание и на то, что в дальнейшем таким же образом планируется произвести замену и других счетчиков, используемых для учета потребления воды и газа.

Основные правила замены счетчиков электроэнергии после 1 июля 2020 года

Потребители помнят события почти десятилетней давности, когда требовалось произвести замену электросчетчиков на приборы не ниже класса 2. Эти работы производились в соответствии с нормами ФЗ 261 от 23.11 2009г и Постановления Правительства России № 442 от 05.04.2012г. Все расходы по замене несли потребители в соответствии со статьями 210 и 543 Гражданского Кодекса России, в которых указано, что за сохранность имущества и его содержание ответственность несет собственник. То есть, логичным является то, что потребитель, как владелец прибора учета, несет все расходы по его эксплуатации и содержанию.

В 2018 году были принято решение о переходе на «интеллектуальную» систему учета потребления электроэнергии, поэтому актуальным стало решение о замене старых счетчиков на новые, «умные» приборы. Но вопрос о том, кто должен платить за это, не стал проблемой, так как в Постановлении Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 года дан на него ответ: исходя из того, что переход на «интеллектуальный учет» представляет интерес для ресурсоснабжающих организаций, то и расходы по замене приборов они берут на себя. То есть, именно они оплачивают как стоимость новых счетчиков, так и их установку, но при этом эти организации становятся и собственниками приборов учета, внедрение которых позволит им существенно минимизировать свои расходы и свести к нулю случаи злоупотреблений со стороны потребителей ресурса. Прежде всего, существенное сокращение расходов для ресурсопоставляющих компаний происходит за счет снижения затрат, связанных с проверками и снятиями показаний.

Читайте так же:
Как определить сколько фаз у счетчика

Умные электросчетчики

Перенос ответственности на поставщиков ресурсов и сетевые компании выгодно и потребителям, так как они не должны теперь нести расходы, связанные с покупкой, установкой счетчиков и их эксплуатацией, в том числе и с процедурой поверки. Ответственностью потребителя остается регулярная оплата за расход электроэнергии, а также обеспечение сохранности самого прибора, но только в том случае, если он установлен в квартире, доме или на земельном участке пользователя.

Следует обратить внимание на то, что с 1.07.2020г. поставщики электроэнергии могут устанавливать любые приборы учета, в том числе и «простые», но с 1.01.2022 года замена старых счетчиков будет производиться исключительно на новые «интеллектуальные» модели. При этом выбор остается за поставщиком электроэнергии, потребители на это не могут оказывать влияние.

Необходимость установки интеллектуальных счетчиков связана с необходимостью организации единых систем учета потребления электроэнергии. При этом потребители от такого новшества тоже окажутся в выигрыше, в том числе и за счет удобства контроля своих расходов, который можно будет проводить и в онлайн-режиме. Должны появиться и дополнительные опции, например, такие как: контроль напряжения и частоты, смена используемого тарифа в дистанционном режиме. Поставщики также получают дополнительную выгоду, так как смогут легко и быстро, удаленно, отключать неплательщиков.

Правила замены счетчиков электроэнергии после 1 июля 2020 года

Основные положения об «умных» электросчетчиках

Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 года вводится новое понятие – «интеллектуальная система учета», под которым следует понимать создание такой системы учета, которая является автоматизированной, способной работать дистанционно и полностью самостоятельной. Но для того чтобы внедрить эти нормы нужно:

  • обеспечить постепенную замену старых электросчетчиков новыми приборами, которые отвечают всем техническим требованиям и способны функционировать в системе автоматического учета и передачи полученных данных;
  • ресурсопоставляющим организациям потребуется выделить средства на эти работы, при этом нормы Постановления запрещают закладывать эти издержки в существующие тарифы. Хотя некоторые эксперты предполагают, что ресурсопоставляющие организации найдут решение, связанное с минимизацией этих расходов;
  • старые приборы учета заменять новыми по мере выхода их из строя (поломки) или наступления предельного срока службы и поверки. Однако все объекты, вводимые в эксплуатацию после 1.07.2020 года обязательно должны сдаваться с новыми электросчетчиками.

если срок службы старого электросчетчика счетчика истек

Что делать, если срок службы старого электросчетчика счетчика истек, а новый еще не установили

Если с заменой старых счетчиков на новые после 1.07.2020 все ясно, то, как быть тем потребителям, у которых прибор вышел из строя, или истекает срок его поверки и эксплуатации? Решение в этом случае за потребителем. Можно производить оплату в течение трех месяцев по среднему потреблению, а далее – по нормативам, установленных в субъекте РФ. Для принятия такого решения потребитель может основываться на двух Постановлениях Правительства России № 354 от 26.12.2011г. и №1498 от 26.12.2016г. Однако нужно учитывать, что в некоторых случаях, при выборе такой формы оплаты за электроэнергию, может применяться повышающий коэффициент 1,5. Он вводится, если:

  • своевременно не было принято действий со стороны потребителя по замене вышедшего из строя прибора;
  • был зафиксирован отказ от замены, притом, что с момента выхода из строя прибора учета прошло более 3-х месяцев;
  • имеется техническая возможность для установки электросчетчика.

Также основанием для применения повышающего коэффициента может стать отказ от проверки два раза и более.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector