Buderus-trade.ru

Теплотехника Будерус
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лукавая экономия

Лукавая экономия

Странное обстоятельство выяснилось в ходе беседы с индивидуальными предпринимателями, арендующими помещения в одном из административных зданий Минска. Теперь им придется рассчитываться за электроэнергию не с арендодателем, а непосредственно с энергонадзором и принимать ежегодные обязательства по экономии киловатт. Может так и надо, да только цена новшества во сто крат превысит стоимость продекларированной экономии.

Один из индивидуальных предпринимателей, с которым беседовал корреспондент "НБ", вот уже 6 лет арендует помещение около 15 кв. метров в административном здании. До прошлого года он перечислял плату за коммунальные услуги (электричество, воду и т.д.) арендодателю исходя из установленного последним среднего объема потребления. В прошлом году арендодатель потребовал установить в арендуемом помещении электросчетчик, что и было сделано с помощью специалиста энергонадзора. К слову сказать, по счетчику потребление электроэнергии стало меньше.

Но сегодня выясняется, что счетчик, опломбированный тем же специалистом, уже не годится, поскольку якобы не входит в список рекомендуемых. Покупка рекомендуемого обойдется примерно в 200 долл. США. Но это еще не все. Нужно заключить договор на покупку электроэнергии со службой энергонадзора. Для этого от предпринимателя (как впрочем и от всех арендаторов административного здания) потребовали собрать данные об объеме потребления электричества за последних три года, перевести эти объемы в тонны условного топлива и исходя из полученных результатов заключить вышеуказанный договор. Плюс к этому надо еще указать, какой объем электроэнергии каждый арендатор обязуется экономить в последующем.

Впрочем, на собрании представитель арендатора предложил сделать соответствующие расчеты для каждого из арендаторов – за определенную плату, конечно же: для совсем мелких – 60 долл. США, для тех, кто покрупнее – 120 долл. США. Пришлось согласиться, потому что для многих расчет энергопотребления – дело неподъемное. Через некоторое время арендаторам вручили по альбому, где кроме многочисленных формул, диограмм и обоснований расчетов содержался и список используемой литературы – миникандидатская одним словом. Принесли и договор со специальным институтом, который в последующем будет делать соответствующие расчеты ежегодно – не бесплатно опять же.

А вот чтобы заключить договор со службой энергонадзора – то есть стать субарендатором электроэнергии – надо собрать аж 18 различных справок и подписей. Одна из "бумажек" – техпаспорт на электропроводку. Чтобы его сделать, надо (опять же за деньги) взять у арендодателя выкопировку из плана существующей электропроводки. Следующий документ – утверждение ответственного за электроэнергию. Поскольку тот же индивидуальный предприниматель не может включить в свой штат дополнительную единицу, сам тоже не вправе взять на себя такие обязательства – нужны специальное образование и допуск – он заключает договор с арендодателем, что специалист последнего будет обслуживать электропроводку в арендуемом помещении. При этом сам арендатор должен ко всему прочему купить диэлектрический коврик, специальную отвертку и перчатки. Все это нужно отнести в специальное учреждение, где должны дать заключение о пригодности товара и его соответствии требованиям. Хотя, в принципе, все эти принадлежности должен иметь специалист, который и обслуживает ту же электропроводку.

Список всего необходимого можно продолжить. Причем получение каждой "бумажки " требует дополнительных затрат. Плюс, как уже было сказано, еще и счетчик надо менять. Без этого выполненный техпаспорт на электропроводку не действителен, поскольку в нем стоит не тот счетчик. Соответственно, когда появится счетчик, нужно будет переделывать и техпаспорт. И на каждом шагу нужно платить.

Зачем и кому понадобилось так все усложнять – ответить, наверное, можно. В одном только административном здании, о котором идет речь, более 100 арендаторов. В масштабах Минска – около десятка тысяч, в Беларуси – соответственно еще больше. Даже если учесть, что каждый субъект-потребитель электроэнергии обязан будет в ближайшее время купить по новому счетчику, по коврику, отвертке и т. д., то можно себе представить, какая помощь будет оказана соответствующим производителям, а заодно и службам энергонадзора. Потому что в последних ссылаются на некий приказ № 133 концерна "Белэнерго", в соответствии с которым все арендаторы в скором времени должны будут перейти на описанные выше договорные отношения с энергонадзором и который якобы направлен на совершенствование оплаты и экономии электроэнергии. Но кто подсчитал, сколько при этом будет затрачено дополнительно той же электроэнергии (на бумагу, на освещение и обогрев дополнительных рабочих мест, на производство тех же ковриков и отверток)? И лишь для того, чтобы энрегонадзор смог отчитаться, что благодаря проведенной работе в текущем году потребители уменьшили потребление электроэнергии на пару процентов по сравнению с предыдущим годом.

Хорошая экономия – не правда ли?

Кстати, буквально на днях автору публикации пришлось столкнуться еще с одним весьма любопытным обстоятельством. В многоквартирный дом примерно в 11.00, когда основная часть взрослого населения на работе, работники энергонадзора, без предупреждения, пришли менять электросчетчики. Не старые на новые, а старые на старые, но якобы проверенные. На вопрос: зачем и не получится ли так, что "новый" счетчик станет "крутиться" быстрее, специалист ответил, что это просто плановая работа, которая проводится раз в 10 лет, а быстрее или медленнее – сам потребитель определить не сможет. Но если вдруг скорость работы прибора окажется подозрительной, то его можно будет отдать на проверку. При этом специалист пояснил, что в электросчетчике есть одна деталь, которая со временем ломается, в результате чего счетчик начинает занижать объем потребляемого электричества. У проверенного счетчика эта деталь находится в исправном состоянии, поэтому хозяевам квартиры в первое время после замены приборов может показаться, что они стали потреблять больше электроэнергии. Вот такая интересная арифметика получается.

Читайте так же:
Происходят ли срабатывания счетчика через одинаковые интервалы времени

Контролируемые и неконтролируемые операционные расходы

Контролируемые и неконтролируемые операционные расходы. Фото 1

В вашем договоре аренды иногда (но далеко не всегда) можно увидеть следующие типы «арендной платы»:

1. Арендная плата 1, она же базовая ставка аренды – это непосредственно арендные платежи за квадратные метры.
2. Арендная плата 2 – контролируемые операционные расходы.
3. Арендная плата 3 – неконтролируемые операционные расходы

Кроме того, вы, как арендатор, выплачиваете сумму, пропорциональную арендуемым помещениям, которую арендодатель заплатит как налог.

И, наконец, НДС – отдельный пункт в договоре. Все ставки и суммы указанные в договоре аренды не включают НДС, и он должен быть оплачен отдельно в соответствии с законодательством.

Здесь есть вариации: некоторые здания класса B предлагают ставку с уже включенным НДС и OPEX – это, так называемая, ставка «всё включено» или all-in.

Коммунальные платежи всегда платятся отдельно, их собственник перевыставляет от городских коммунальных служб.

Контролируемые и неконтролируемые операционные расходы. Фото 2

Контролируемые операционные расходы

Контролируемые или фиксированные операционные расходы арендодатель может спрогнозировать: у него есть договоры, он может рассчитать, сколько заплатит за эксплуатацию здания в следующем месяце или за весь срок аренды.

Перечень контролируемых расходов прописывается в приложении к договору аренды, который, как правило, предусматривает их ежегодную индексацию. Поэтому этот тип расходов необходимо «кэпировать» — то есть, сразу договориться с собственником о том, что на размер индексации ставится ограничение.

При этом отчасти контролируемые расходы на деле не контролируются. Это происходит потому, что собственник не обязан раскрывать детали своих договоров с подрядчиками. Поэтому действительно ли за уборку территорий собственник платит определённую сумму в месяц или кладёт её себе в карман – вы, как арендатор, не узнаете. При этом вы четко можете контролировать два параметра:

1. Во-первых, величину OPEX за вас контролирует рынок – установить OPEX по своему желанию собственник может, но, если он будет слишком высоким, он окажется без арендаторов. А это в условиях рынка ему не выгодно.

2. Во-вторых, если вы кэпировали индексацию этой части расходов, для вас их дальнейший размер будет предсказуем, то есть, контролируемым.

Подытожим сказанное выше:

Контролируемые расходы – это расходы, связанные с эксплуатацией бизнес-центра. Вы можете при желании добиться их максимальной прозрачности и ограничения их индексации, а также зафиксировать их размер. Контроль заключается именно в этом. Однако убедить собственника отказаться от каких-либо статей этих расходов достаточно мало шансов.

Неконтролируемые операционные расходы

Неконтролируемые или переменные операционные расходы более интересны, потому что здесь есть как определенные риски, так и возможности, а также устоявшиеся практики.

Ни арендатор, ни арендодатель не могут их контролировать, потому что сюда входят:

1. Коммунальные платежи, рост цен на которые не зависит от обеих сторон-участников договора;

2. Налоги, ситуация с которыми аналогична.

Неконтролируемые расходы арендодатель отказывается кэпировать, так как он тоже не владеет ситуацией и не может на неё влиять, она всегда остаётся под риском. Конечно, коммунальные платежи не возрастают в десятки раз, но всё равно они растут. С налогами ситуация может быть ещё интересней: если до 2015 года они рассчитывались по инвентаризационной стоимости имущества и были незначительными, то в 2015 году они стали рассчитываться по кадастровой стоимости – и тогда арендная нагрузка на многих арендаторов (особенно в центральном округе Москвы) возросла в десятки раз.

Коммунальные платежи, хотя de-juro они всегда остаются неконтролируемыми из-за невозможности ограничить их рост, тем не менее, можно отчасти взять под контроль. Поскольку арендодатель по закону перевыставляет счета, которые получает от города – он не имеет права в них включать административные платежи или зарабатывать на них. При этом арендатор оплачивает по факту потребления. В этом случае арендатора выручают счетчики на горячую и холодную воду и электричество – эта часть расходов будет под контролем. В противном случае, арендатору придётся оплачивать потребление пропорционально арендуемой площади.

Счета за электричество и воду в местах общего пользования будут всегда неконтролируемыми: они делятся пропорционально между всеми арендаторами.

Мы упомянули, что арендатор не может контролировать следующие составляющие:

1. Сколько собственник или управляющая компания тратит в рамках контролируемых операционных расходов на обслуживание здания, охрану и уборку территорий. Поскольку это договоры с третьими лицами (компаниями), и они конфиденциальны;

2. Сколько тратится на коммунальные услуги в местах общего пользования;

3. Сколько собирается с целью последующей уплаты налога.

В целом, если часть этих расходов можно кэпировать, а остальное контролирует рынок, арендатору можно не вникать в эти детали, так как в них можно увязнуть, а повлиять на них в любом случае не получится.

Однако западные компании любят прозрачность. Поэтому уже давно на рынке московской недвижимости в значительной части сегмента класса А собственники используют систему Открытая книга (Open Book) для того, чтобы расписать эти расходы детально.

Контролируемые и неконтролируемые операционные расходы. Фото 3

В этом случае компания-арендатор может заказать аудит этих расходов и убедиться в их обоснованности. Это можно использовать как инструмент в переговорах о продлении аренды, однако, практика показывает, что ситуацию это может поменять не сильно: от многих расписанных в открытой книге платежей (например, wi-fi в холле для гостей или новогодней ёлки) арендатор отказаться не может, хотя и будет знать, сколько именно на них пошло, если они разложены в OpenBook.

Читайте так же:
Ртутный счетчик времени наработки свн

Подытожим сказанное выше:

Неконтролируемые расходы – эта та часть операционных расходов, индексация которой не зависит ни от арендодателя, ни от арендатора. Это налоги и коммунальные платежи. Они индексируются государством и коммунальными службами соответственно. При этом взять под контроль коммунальные платежи за арендуемую площадь можно, если врезать счетчики. В этом случае фактически неконтролируемыми останутся только платежи за коммунальные услуги в местах общего пользования и налог.

Договор аренды: как учесть расходы по оплате коммунальных услуг

Проблема правильного отражения в учете коммунальных платежей (плата за электроэнергию, водоснабжение, канализацию, вывоз мусора и т.д.) волнует, пожалуй, большинство организаций (предпринимателей), заключивших договор аренды здания или помещения.

В настоящей статье мы изложим нашу точку зрения по данному вопросу и постаремся обосновать ее.

Закон предоставляет сторонам договора аренды возможность самостоятельно определить, кто из них будет нести расходы по содержанию помещений (зданий), переданных в аренду. Но если в договоре аренды подобное условие не будет отражено, то бремя содержания помещения (здания) ляжет на плечи арендатора.

Поэтому в договоре аренды необходимо четко определить, кто несет расходы по содержанию арендованных помещений (здания), чтобы впоследствии не возникало конфликтных ситуаций между арендатором и арендодателем.

Существующая практика показывает, что возможны три варианта оформления договорных отношений между арендатором и арендодателем в части оплаты коммунальных услуг по арендованному помещению (зданию).

1. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, согласно договору аренды несет арендодатель, и их сумма фактически учитывается при определении арендной платы.

2. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, несет арендатор, при этом он сам заключает отдельные договоры с поставщиками коммунальных услуг.

3. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, несет арендатор, при этом он не заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг, а компенсирует арендодателю расходы на оплату коммунальных платежей.

Рассмотрим каждый из перечисленных вариантов.

В тексте договора аренды стороны указывают, что расходы по содержанию сданного в аренду помещения (здания) несет арендодатель. В этом случае арендодатель будет обязан за свой счет производить оплату коммунальных услуг по выставленным ему поставщиками этих услуг счетам.

Данные затраты арендодатель вправе отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, на основании подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ (если организация оказывает разовые услуги по сдаче в аренду зданий (помещений)) либо на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (если такие услуги организация оказывает на систематической основе).

НДС, уплаченный арендодателем в составе платы за коммунальные услуги, он может предъявить к вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ при условии, что арендная плата облагается НДС.

Что касается арендатора, то он оплачивает арендодателю только арендную плату, сумму которой он включает в состав своих расходов (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), а предъявленный ему арендодателем НДС ставит к вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 НК РФ.

В договоре аренды стороны делают оговорку, что арендатор должен от своего имени заключить отдельные договоры с организациями, снабжающими помещения (здания) тепловой энергией, водой, газом и пр., и самостоятельно производить оплату коммунальных услуг по выставляемым ему счетам.

Этот вариант получил наиболее широкое распространение в ситуациях, когда предметом аренды является государственная или муниципальная собственность или договор заключается на длительный срок. При краткосрочных договорах аренды отдельные договоры с поставщиками коммунальных услуг, как правило, не заключаются.

В этом смысле показателен пример из арбитражной практики — рассмотрение иска муниципального унитарного предприятия (МУП) "Тверь" к акционерному обществу "Торговая компания "Афина" (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.04.2000 N 3867).

Суть дела такова. Торговая компания "Афина" (арендатор) занимала нежилые помещения в здании универмага на основании договора с городским Комитетом по управлению имуществом (арендодатель). По условиям договора аренды ТК "Афина" обязана была заключить с МУП "Тверь" договор на оплату коммунальных услуг и возмещение затрат по содержанию и эксплуатации здания. Однако из-за возникших между сторонами разногласий такой договор не был заключен. Несмотря на это ТК "Афина" пользовалась арендованными помещениями и коммунальными услугами, а МУП "Тверь" было вынуждено оплачивать эти услуги поставщикам.

МУП "Тверь" обратилось в арбитражный суд с иском к ТК "Афина" о взыскании неосновательно сбереженных денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами. Иск был удовлетворен, и ТК "Афина" была вынуждена выплатить МУП "Тверь" соответствующие суммы.

Арендодатель в данном случае расходы по оплате коммунальных услуг по переданным в аренду помещениям (зданиям) не несет. Арендодатель получает арендную плату, сумму которой он включает в состав доходов (подп. 4 ст. 250 или ст. 249 НК РФ), а также уплачивает с нее НДС (ст. 146 НК РФ), при условии, конечно, что он является плательщиком этих налогов.

Если обязанность по оплате коммунальных услуг по договору аренды нежилого помещения (здания) возложена на арендатора, то указанные затраты могут быть учтены им в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании документов, выставленных поставщиками услуг в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Читайте так же:
261 статья установка счетчиков

НДС, уплаченный в составе коммунальных платежей поставщикам услуг, арендатор может принять к вычету при соблюдении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ (наличие счета-фактуры, документов, свидетельствующих об оплате, и т.д.).

В договоре аренды стороны предусматривают, что расходы за коммунальные услуги несет арендатор, но расчеты с поставщиками коммунальных услуг осуществляет арендодатель, а арендатор компенсирует ему стоимость этих услуг на основании выставленного арендодателем документа (счета).

В этом случае арендодатель производит оплату коммунальных услуг на основании выставленных ему поставщиками услуг счетов, после чего в свою очередь выставляет счет арендатору.

В ситуации, когда в аренду сдается только часть площадей (помещений) арендодателя, немаловажным становится вопрос о распределении коммунальных платежей между собственным потреблением арендодателя и потреблением арендаторами. Идеальный вариант в этом случае — установка отдельных счетчиков потребления энергии, воды и тепла, согласно показаниям которых производится определение той доли оплаты коммунальных платежей, которая приходится на арендатора. Но это не всегда возможно, и в большинстве случаев доля коммунальных расходов, приходящаяся на арендатора, определяется расчетным путем как отношение занимаемой арендатором площади к общему объему площадей арендодателя.

При данном варианте обязанность по содержанию имущества возложена на арендатора. Поэтому расходы по оплате коммунальных услуг в части, приходящейся на арендованные помещения, для арендодателя не являются расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, так как арендодатель не имеет правовых оснований для их осуществления.

В то же время полученная арендодателем от арендатора компенсация коммунальных расходов также не является и доходом, подлежащим включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Компенсация коммунальных расходов представляет собой возмещение суммы произведенных арендодателем затрат. Она не влечет получения экономической выгоды арендодателем, следовательно, не является доходом, который необходимо учитывать для целей налогообложения.

Арендатор, возмещающий арендодателю расходы за коммунальные услуги, имеет право учесть суммы такой компенсации при налогообложении прибыли (п. 8 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, письмо УМНС по г. Москве от 23.08.02 N 26-12/39149 и др.). При этом следует иметь в виду, что все такие расходы должны быть подтверждены документально с указанием потребленных ресурсов желательно как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Документами, подтверждающими расходы арендатора, будут являться счета поставщиков коммунальных услуг, счет, выставленный арендодателем, и документы арендатора об оплате (платежные поручения, квитанции к ПКО).

Операция по получению арендодателем компенсации затрат на оплату коммунальных услуг не является объектом обложения НДС, так как в данном случае отсутствует факт реализации арендодателем каких-либо товаров, работ или услуг. Поэтому у арендодателя, с одной стороны, не возникает обязанности предъявлять арендатору НДС к оплате и соответственно выписывать ему счет-фактуру. Но, с другой стороны, для того чтобы арендатор имел возможность принять к вычету НДС, содержащийся в цене коммунальных услуг, ему необходим счет-фактура (ст. 169 НК РФ).

Учитывая это, в сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимо поступать следующим образом. Арендодатель получает от поставщика счет-фактуру, который он регистрирует в книге покупок в части суммы коммунальных услуг, потребленных им самим. Затем на сумму коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель перевыставляет арендатору счет-фактуру от своего имени. Этот счет-фактуру арендодатель у себя в книге продаж не регистрирует. Покупатель в книге покупок регистрирует счет-фактуру, полученный от арендодателя. В результате этого и арендодатель, и арендатор принимают к вычету НДС в отношении коммунальных услуг, потребленных каждым из них.

ПРИМЕР Организация А (арендодатель) сдает в аренду организации Б (арендатор) нежилое помещение. Арендодатель получил от поставщиков коммунальных услуг счет на оплату в сумме 60 000 руб. На долю арендатора приходится 50% стоимости коммунальных услуг.

Бухгалтерский учет у организации-арендодателя:

Дебет 26 Кредит 60

— 25 000 руб. — отражены расходы по коммунальным услугам, потребленным арендодателем;

Дебет 19 Кредит 60

— 5000 руб. — отражен НДС по коммунальным услугам;

Дебет 76/ "Расчеты с организацией Б" Кредит 60

— 30 000 руб. — отражена задолженность арендатора по возмещению стоимости (с учетом НДС) коммунальных услуг, приходящихся на сданное в аренду помещение;

Дебет 60 Кредит 51

— 60 000 руб. — оплачен счет поставщика за оказанные коммунальные услуги;

Дебет 68 Кредит 19

— 5000 руб. — НДС по коммунальным услугам предъявлен к вычету;

Дебет 51 Кредит 76/ "Расчеты с организацией Б"

— 30 000 руб. — поступили средства от арендатора в возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг.

При этом организация А, как уже было отмечено выше, перевыставляет счет на 30 000 руб. (в том числе НДС — 5000 руб.) организации Б.

Бухгалтерский учет у организации-арендатора:

Дебет 26 Кредит 76/ "Расчеты с организацией А"

— 25 000 руб. — начислена задолженность арендатора по оплате коммунальных услуг;

Дебет 19 Кредит 76 "Расчеты с организацией А"

— 5000 руб. — отражен НДС по коммунальным услугам;

Дебет 76 "Расчеты с организацией А" Кредит 51

— 30 000 руб. — перечислены средства арендодателю в возмещение его расходов по оплате коммунальных услуг;

Дебет 68 Кредит 19

— 5000 руб. — НДС по коммунальным услугам предъявлен к вычету на основании счета-фактуры, полученного от арендодателя.

Читайте так же:
Яндекс метрика как установит счетчик

Россиян выведут из «поверочного рабства»

За корректность работы квартирных счётчиков газа, воды и тепла будут отвечать ресурсоснабжающие организации

Россиян выведут из «поверочного рабства»

Снимать показания счётчиков и следить за их техническим состоянием должны не жители, а ресурсоснабжающие организации. Это обеспечит точность начислений и позволит уберечь россиян от лишних трат на коммуналку. Вслед за Советом Федерации, выступившим в прошлом году с подобной инициативой, необходимость поправок в законодательство признал Росстандарт.

Со своими весами в магазин не ходят

Недавно принятый Госдумой закон об интеллектуальном учёте электроэнергии, который закрепляет обязанность следить за корректностью показаний новых приборов учёта в жилых домах за самими поставщиками, стал первым шагом по выводу российских граждан из «поверочного рабства». По мере выхода из строя старых счётчиков с 1 июля 2020 года электроснабженцы обязаны будут за свой счёт устанавливать новые. Такое полезное нововведение стало в том числе и следствием масштабной работы, ранее проведённой Комитетом Совета Федерации по социальной политике, чей законопроект по возложению обязанности по установке и поверке счётчиков воды, газа и тепла на ресурсоснабжающие организации в конце прошлого года был концептуально поддержан правительственной комиссией.

В Росстандарте решили также подключиться к теме. В интервью «Российской газете» 5 февраля глава ведомства Алексей Абрамов заявил, что такие же решения, как по электросчётчикам, нужно принимать последовательно по всем направлениям учёта коммунальных ресурсов.

Чтобы полноценно обеспечить справедливость в этом вопросе, Росстандарт уже заручился поддержкой Минпромторга, Минстроя и Минэкономразвития. Ведомства сообща намерены в этом году инициировать поправки, которые полностью освободят граждан от обязанности следить за корректностью показаний приборов учёта коммунальных ресурсов. Между тем новация закрепляет за собственниками или арендаторами жилья обязанность обеспечить доступ к приборам учёта специалистам ресурсоснабжающей или управляющей компаний.

При этом глава Росстандарта отметил, что конкретные механизмы перераспределения функций по поверке счётчиков ещё находятся в стадии обсуждения, в том числе с Минстроем.

С чего все началось

В апреле 2017 года по итогам «правительственного часа» в Совете Федерации с участием министра энергетики Александра Новака председатель палаты регионов Валентина Матвиенко указала на то, что нынешний порядок оплаты за установку и поверку счётчиков раздражает россиян: «Очень много жалоб поступает от губернаторов и граждан. Пусть занимаются этим энергопоставляющие компании, пусть они берут на себя эти расходы. Мы подрываем авторитет отечественных производителей, если вводим такие частые режимы проверок и вешаем эти проблемы на граждан».

Спикер палаты тогда же обратила внимание на международный опыт, который свидетельствует, что ответственность за обеспечение работы приборов учёта лежит на продавце. При этом в палате регионов сочли разумным предусмотреть норму, которая позволяет оставить поверку приборов учёта за гражданами, если они не доверяют сторонним компаниям.

Мы подрываем авторитет отечественных производителей, если вводим частые режимы проверок и вешаем эти проблемы на граждан.

По словам председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского, необходимость в смене «поверочной парадигмы» обусловлена многими факторами, главный из которых всё же финансовый. Ведь не исключено, что поверять все приборы учёта людям придётся одновременно — сначала счётчик холодной воды, через некоторое время — счётчик горячей воды, потом газовые приборы, после — приборы учёта электроэнергии. «И на такие недешёвые процедуры люди будут вынуждены искать деньги, так как параллельно на них будут сыпаться угрозы, что если они этого не сделают, им отключат свет, газ, воду», — сказал он.

Как пояснил Валерий Рязанский, сейчас законопроект, который учитывает все нюансы и тонкости процесса перевода ответственности за содержание счётчиков на ресурсоснабжающие организации, находится на согласовании в Правительстве.

«Надеюсь, что скоро мы сможем внести его в Госдуму», — заключил сенатор.

Такой атавизм нам не нужен

Грядущую ликвидацию «поверочного рабства» поддержал и первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. С той лишь оговоркой, что «делать это нужно за счёт цифровизации — автоматическая передача показаний». Он напомнил, что недавно Госдума приняла такие поправки в строительные нормы и новые дома уже обеспечиваются автоматизированными системами учёта показаний, при этом счётчики размещаются на лестничных площадках.

«То, что сейчас предлагается — передать поверку водоканалам, означает, что мы вновь столкнёмся с проблемой недоступа в квартиры. Вновь образуются небалансы по общедомовым нуждам», — добавил Пахомов.

При этом, отметил депутат, нужно понимать, что прибор учёта — это собственность гражданина. Он сам решает, какой счётчик купить. «В случае если это будут делать водоканальщики, возникнет вопрос: как это соотносится с антимонопольным законодательством и отразится ли это в тарифе. Удовольствие это не из дешёвых», — подчеркнул парламентарий.

Перекладывание обязанности по поверке счётчиков на ресурсоснабжающие организации или управляющие компании возможно только при условии, что это не отразится негативно на деятельности организаций, сообщил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко.

В свою очередь, председатель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков, комментируя «Парламентской газете» инициативу Росстандарта, сказал, что счётчики за свой счёт должны устанавливать либо заменять поставщики воды, так как за свои услуги они получают большие деньги от потребителей.

«В счётчиках должна быть возможность удалённой передачи информации, а в случае поломки прибора сигнал должен поступать в диспетчерскую. Это избавит от необходимости ходить с проверками по квартирам, нервируя людей», — заявил Цветков.

Читайте так же:
Сколько дней до события счетчик

Эксперт также отметил, что счётчики необходимо страховать от поломки, а на людей возложить административную ответственность за их умышленную поломку и попытки незаконной корректировки данных.

Имеют ли право в СНТ требовать от вас установить счетчики на столбах?

Установка счетчиков на столбах в СНТУстановка счетчиков на столбах в СНТ происходит с учетом требований законодательства, а также на основании решений, принятых на собрании членов садового товарищества. СНТ, согласно закону, создается с целью организации единой системы управления дачными участками. Но свою деятельность администрация товарищества осуществляет с учетом интересов владельцев дачных участков.

Приборы учета электроэнергии в обязательном порядке должны быть установлены в каждом доме/квартире. Такие требования были утверждены в 2018 году и, если человек самостоятельно не займется вопросами монтажа числительного прибора в помещении, то замена будет осуществляться принудительно.

Что касается СНТ, то у каждого члена товарищества должен быть индивидуальный счетчик, который может быть установлен внутри жилого помещения или снаружи.

Решение о вынесении прибора учета на улицу (в места свободного доступа проверяющих и посторонних лиц) принимается самими владельцами/арендаторами дачных кооперативов путем общего голосования.

Ниже представлены самые распространенные ситуации и вопросы, когда в СНТ заставляют устанавливать счетчики на столбах, а также советы профильных, практикующих юристов в сфере решения возникших разногласий.

Ситуация 1

Собранием собственников дачных участков было принято решение вынести все электрические счетчики на улицу. Затем началась выборочная замена счетчиков, о чем собственники не были уведомлены. То есть, выполнена самовольная смена счетчиков компетентными организациями. Законно ли это?

Решение

Числительные приборы вынесены на улицу законно, поскольку это было общее решение. Даже если некоторые из арендаторов против такого решения, они обязаны сменить расположение счетчика.

Что касается замены, то действительно законом установлены правила сверки и замены числительных приборов. Основание – использование старого счетчика или прибора, который не соответствует заявленным техническим характеристикам, а также пользование неисправными счетчиками. Порядок замены нарушен. Правильная процедура подразумевает исполнение следующих шагов:

  1. направление письменного уведомления арендатору, в котором значится информация о предстоящей сверке счетчика;
  2. согласование даты снятия для проверки;
  3. составление акта получения электрического прибора;
  4. проверка работы счетчика и подготовка резолюции о необходимости замены аппарата;
  5. фиксация показаний, с которыми счетчик был забран на проверку;
  6. осуществление замены самим владельцем или же поставщиком услуг, но по согласованию с собственником.

На время отсутствия числительного прибора подсчет потребленной энергии происходит с учетом показаний, представленных в предыдущем году за аналогичный период.

Как реагировать на противоправные действия администрации СНТ:

  • подготовка письменной жалобы в прокуратуру с просьбой разобраться, кто и на каких основаниях осуществил замену аппарата;
  • направление в районный суд общей юрисдикции искового заявления на неправомерные действия лиц, заменивших счетчик (целесообразно, если к арендатору предъявляются дополнительные претензии).

Ситуация 2

Налаженная инфраструктура электрических проводов в СНТНа территории СНТ налажена инфраструктура электрических проводов, которые есть на общих территориях и на подходах к дачным участкам. На общей территории произошла поломка провода, от чего пропало электричество в одном из районов кооператива. Кто должен проводить замену? За чей счет? Как оплачиваются затраты?

Ответ

Жилищный кодекс определяет, что на территории садовых/дачных кооперативов, как и в многоквартирных домах, действует правило деления имущества на общее и индивидуальное. Частные владения (если речь идет об электрических сетях) включают развилку проводов и счетчики, расположенные на территории дачных участков. Такое имущество должно поддерживаться за счет арендатора/собственника земли. При поломке человек самостоятельно оплачивает ремонт и делает замену поврежденного участка. Затраты оплачиваются самостоятельно.

Электрические магистрали, расположенные на общих улицах, — совместная собственность, поэтому каждый человек должен одинаково принимать участие в сохранности имущества. Что касается поломки, то компенсация вреда общему имуществу происходит администрацией СНТ. Это значит, что гражданам необходимо с письменным заявлением обратиться к председателю или совету кооператива, попросив выполнить замену проводки. Председатель вызывает электрика и оплачивает его услуги из общих взносов дачников.

Ситуация 3

Конфликты между дачниками и администрацией кооператива возникают из-за того, что многие арендаторы самостоятельно позаботились об установке счетчиков в своих домах, после чего был подготовлен приказ о принудительном вынесении прибора учета из дома. Законно ли это? Что делать со вторым счетчиком? Можно ли отказаться?

Ответ

Установка счетчика внутри помещения – право гражданина. При отсутствии прибора учета, стоимость электроэнергии будет рассчитываться исходя из законных нормативов. Если дачник узнал о принудительной процедуре выноса счетчиков электричества на улицу, то действия человека могут быть следующими:

  1. отказ от выноса аппарата, если ранее участниками кооператива не принималось такое решение;
  2. отказ от установки уличного счетчика, если человек не подавал заявление на вступление в кооператив (распоряжения внутри СНТ действуют только на членов товарищества);
  3. согласие на монтаж нового числительного прибора.

В случае, когда устанавливается счетчик на улице, домашний прибор снимается. Его показания более не будут актуальными. Но спешить с демонтажем не нужно. Лучше на протяжении двух-трех недель сверить цифры уличного и домашнего аппарата.

При значительной разнице показаний нужно заказать сверку уличного счетчика или же, провести расследование с целью установления, кто ворует у дачника свет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector